ЦИТАТА НЕДЕЛИ


В политический обиход на высшем уровне входит понятие “коренное население”. На официальном сайте президента обнаружим, что прежде слово “коренной” употреблялось в сочетании с “малочисленными северными народами”. Живущими в тяжелых условиях и требующими особой государственной опеки. Теперь выяснилось, что опекать нужно почти все население страны.

Политики идею подхватили. И. о. мэра Москвы Юрий Росляк заявил, что отныне главная задача городских властей – “убрать псевдопосредников с рынков”. А секретарь президиума генсовета “Единой России” Вячеслав Володин разъяснил: “Сегодня повсеместно, приходя на рынки, мы видим за прилавками не наших крестьян, реализующих свою продукцию, не фермеров, не бабушек <...> а приезжих молодых людей”.

Оставим за скобками вопросы, почему именно сейчас это обнаружилось и почему на рынке за прилавком должны стоять сами селяне, совмещая две профессии. Это уже из области интерпретаций. Но и мотивировочная часть самого президентского поручения выглядит противоречивой. Госкомстат зафиксировал, что в 2005 г. в сфере розничной торговли были заняты 2 038 500 граждан – т. е. 2,76% от экономически активного населения. Почему государственный протекционизм нужен “коренным” только на этом небольшом сегменте рынка труда? Почему бы не ограничить конкуренцию, например, на строительном рынке? Не стоит ли ввести квоту для приезжих в сфере бытовых услуг, в сфере ЖКХ? Или, быть может, проведя исследование рынка, руководство государства и партии обнаружило, что в ЖКХ без приезжих не обойтись, а за местами у прилавков выстроилась очередь из безработных?

Не совсем ясно, как технически могут быть оформлены эти инициативы. Как законодательно прописать понятие “коренное население”? Представим, что создается перечень коренных народов России. Спрашивается, с какого времени вести отсчет? С татаро-монгольского ига? С петровских времен? Какими источниками информации пользоваться: летописями, берестяными грамотами? Не получится ли, что, например, грузины в любой из этих перечней попадут, а, скажем, тувинцы (вошедшие в СССР в 1944 г.) будут отсутствовать? Что скажет тогда сопредседатель “Единой России” Сергей Шойгу?

Эксперты, комментируя президентский наказ, в один голос говорили, что новые меры усилят дефицит рабочей силы и не помогут “коренным”. Профилактике ксенофобии сия политика тоже вряд ли способствует. А вот рейтинг президента после таких слов еще больше подрастет. Правда, непонятно, зачем это Путину, если он уходит.