НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Стратегия доверия


Российские авторы бизнес-книг тщательно прорабатывают материал, но, как правило, не слишком утруждают себя работой над стилем изложения.

Этот вывод в полной мере относится к профессору Игорю Гуркову, завершившему серьезное исследование под названием “Стратегия и структура корпорации”. По количеству матриц, таблиц и прочих иллюстративных материалов он явно переплюнул всех авторов книг, выпущенных Стокгольмской школой экономики в Санкт-Петербурге.

Где источник вдохновения Игоря Гуркова? Судя по книге – в результатах десятилетних исследований отечественного менеджмента. Идеи для них, по его версии, он черпал из трех источников. Первым послужил опыт реализации автором ряда консультационных проектов для крупнейших российских корпораций, включая АФК “Система” и РАО “ЕЭС России”. Вторым стали исследования, проведенные в 1998–2004 гг. (в опросах приняли участие руководители 4200 российских предприятий). А третьим – более 400 мини-кейсов по стратегии, подготовленных под руководством автора слушателями ведущих школ бизнеса Москвы в 2004–2005 гг. Этот инструментарий был использован высшим руководством ряда российских корпораций в ходе “сессий стратегического развития”. И лишь после общения с первыми лицами бизнеса, как пишет Гурков, он убедился, что последовательное использование разработанного им инструментария стратегического менеджмента “действительно приводит к оригинальным и, что не менее важно, приемлемым для реализации решениям стратегических проблем”.

Гурков делит российские корпорации на три “слоя” в зависимости от их “происхождения”: в первом находятся корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков); во втором – корпорации, возникшие из “новых” активов; в третьем – региональные подразделения мировых корпораций, “возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций “полного цикла” (потребительские товары, торговля)”. По мнению Гуркова, проще всего охарактеризовать структуры корпораций третьего типа: “Они управляются согласно принятым стандартам с поправкой на большую численность российских отделений (примерно на 25–50%) и на меньшие права местных руководителей”.

Убежден, что один из выводов исследования Гуркова заинтересует зарубежных ученых: профессор уверен, что проблемы управления отечественных корпораций “в значительной степени аналогичны проблемам, которые решались в американских и западноевропейских корпорациях в 1970–1980-е гг.”. Но не уверен, что они возьмут на вооружение специальный вопросник Гуркова. Профессор полагает, что “в критических ситуациях и при наличии взаимного доверия” руководителям корпораций стоит выполнить простое упражнение: получив “заранее отпечатанные листочки с пятью приоритетами (деньги, власть, слава, любопытство, стабильность)”, “проранжировать данные приоритеты, не подписываясь; проанализировать совпадение данных приоритетов”. А что если это упражнение сначала попробовать на себе – например, в семейной жизни?