Новое имя Urals


О необходимости организовать биржевую торговлю российскими нефтью и нефтепродуктами чиновники говорят уже около 10 лет, но практически для этого мало что делалось. Активизировался этот процесс после того, как в начале 2006 г. президент Владимир Путин заявил, что, вместо того чтобы торговать российской нефтью за границей, надо создать нефтяную биржу в России. Вчера на встрече президента с членами правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф доложил президенту, что 20 октября по договоренности с NYMEX на ее площадке будет запущена торговля российским фьючерсом на нефть сорта REBCO (Russian export blend crude oil). А через некоторое время, по словам министра, торги будут перенесены в Россию, а именно в Санкт-Петербург.

Разработкой и продвижением фьючерсного контракта REBCO с конца 2005 г. занимается Russian Energy Futures Ltd – структура, специально для этого созданная NYMEX Holdings и группой компаний Expertica Ltd. Как рассказал “Ведомостям” консультант Expertica и член наблюдательного совета “Альфа-групп” Алексей Кузьмичев, контракт предусматривает реальную поставку товара в объеме 1000 баррелей на условиях FOB Приморск. Стандартная танкерная партия нефти составляет 730 000 баррелей, т. е. соответствует 730 контрактам. По словам собеседника “Ведомостей”, торговля начнется в Нью-Йорке на NYMEX, но уже через один рабочий день будет переведена в Лондон на электронную платформу CME Globex, а до конца этого года – в Петербург. Причем там будут торговаться уже рублевые контракты. Параллельно, замечает он, идет разработка контрактов на поставку нефти по трубопроводу “Дружба”. Как говорит разработчик проекта, биржа позволит определить собственную цену российской нефти, а не ее дисконт от Brent, который служит ценовым ориентиром сейчас.

Чиновники надеются, что это позволит рассчитывать НДПИ и экспортную пошлину на нефть с 2008 г. в привязке к цене REBCO вместо Urals, сказал вчера замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.

“Биржевая торговля должна обеспечивать прозрачное ценообразование, и это, безусловно, благо для участников рынка, – отмечает представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. – И если биржа позволит получить наивысшую эффективность продаж, нефтяники, конечно же, пойдут на нее”. А вот аналитик Argus Media Александр Ершов настроен скептически. Он, в частности, отмечает, что в своих поставках нефтяники связаны экспортными графиками и не могут знать заранее, какие объемы и в каком направлении, в том числе и на Приморск, они получат. Кроме того, говорит эксперт, участники рынка должны быть уверены, что цена на бирже рыночная, но по российской нефти ее просто не существует, так как она торгуется по дисконту от Brent. “Фьючерсный рынок может появиться только после того, как сформировался спотовый, а его пока нет”, – заключает Ершов.