Предписано снижать выбросы


Семь развивающихся экономик (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Индонезия, Мексика и Турция) растут так быстро, что к 2050 г. они будут на 75% крупнее, чем G7, говорится в исследовании PwC “Мир в 2050 году: влияние роста мировой экономики на объем углеродных выбросов и политику в области изменения климата”. К этому времени на них будет приходиться почти половина углеродных выбросов (сейчас 32,1%), отмечает руководитель отдела макроэкономических исследований Джон Хоксворт. Это может привести к дальнейшему глобальному потеплению и климатическим изменениям, пугают авторы доклада.

PwC рассчитала шесть сценариев развития событий. Базовый предполагает, что страны не изменят подходы к энергопотреблению и его структура останется прежней: на нефть, газ и уголь приходится 88% потребляемых ресурсов. Тогда объем выбросов увеличится в два раза, а температура на Земле к 2050 г. повысится на 2 градуса по Цельсию.

Единственный вариант, при котором климату не наносится ущерба, а экономический рост не замедляется, – это сценарий роста использования альтернативных источников энергии (ядерной и из возобновляемых источников) до 30% в структуре потребления (сейчас 12,3%). Благодаря этому объем углеродных выбросов по сравнению с базовым сценарием будет вчетверо меньше. Энергопотребление на единицу ВВП должно сокращаться на 2,6% в год, причем в основном благодаря развитым странам, которые к 2050 г. должны выбрасывать углерода вдвое меньше нынешнего. У большинства развивающихся стран, наоборот, есть возможности для увеличения выбросов на 24–118%, считает PwC. И только Россия – единственная из семи развивающихся стран, которая, по версии PwC, за 45 лет должна сократить выбросы на 47% – с 420 млн т углерода до 220 млн т (отношение выбросов к ВВП в России уже высоко, объясняет PwC). А доля России в мировом объеме выбросов должна упасть с 5,8% до 3,7%. “Этот сценарий, безусловно, трудный, но достижимый при условии, что основные страны, включая Россию, будут участвовать в процессе”, – считает Хоксворт. При этом очень важно создать схему торговли углеродами после завершения действия Киотского протокола (2012 г.), добавляет он.

Россия едва ли реализует план PwC, считают эксперты. У нас есть возможность стабилизировать выбросы в долгосрочной перспективе при условии широкого использования энергосберегающих технологий, полагает начальник отдела Минэкономразвития Олег Плужников. В исследовании Всемирного фонда дикой природы (WWF) для достижения того же результата – чтобы климат не потеплел на 2 градуса по Цельсию – Россия должна снизить выбросы вдвое к уровню 1990 г., т. е. на 30% против сегодняшнего уровня, говорит директор климатических программ WWF Алексей Кокорин. “Нас пытаются подстричь под одну гребенку с ЕС [где сокращения должны быть самыми масштабными], но это нереально”, – уверен он. А Международное энергетическое агентство пришло к выводу, что максимум, чего можно добиться, использовав все возможности для сокращения выбросов, – это их мирового роста к 2050 г. на 6%, напоминает Кокорин.