Смена лидера


По данным отчета Европейского бизнес-клуба о продажах новых автомобилей в России, за первые три квартала 2006 г. продано 655 430 иномарок (включая легкие коммерческие автомобили; не включены данные о сентябрьских продажах Peugeot и Porsche) – на 13,89% автомобилей больше, чем за весь 2005 г.

За первое полугодие 2006 г. в России было продано около 400 000 новых иномарок. В 2005 г. было продано 615 000 новых иномарок, а в 2004 г. – 350 000.

Самой продаваемой маркой остается корейская Hyundai (за девять месяцев продано 69 204 автомобиля). Второе место у Ford (68 245), третье – у Toyota (68 133). Ford и Toyota поменялись местами, в первом полугодии на втором месте была Toyota, а Ford – на третьем.

По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A.T. Kearney Евгения Богданова, эта рокировка может свидетельствовать как о нежелании российского потребителя приобретать больше автомобилей Toyota, так и о насыщении спроса в более дорогих сегментах рынка: “Цены на Toyota начинаются от $19 000”.

Четвертое и пятое места заняли Mitsubishi (51 705) и Daewoo (50 709). Автомобилей под маркой Chevrolet за девять месяцев продано 77 334, из которых больше трети (29 392) – Chevrolet Niva. Независимый эксперт автомобильного рынка Валерий Тараканов говорит, что Niva иномаркой можно назвать с большой натяжкой и они не учитываются в списке.

Аналитики рынка полагают, что к концу года тройка лидеров изменится. По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, лидером среди иностранных автоконцернов станет Ford.

С ним согласен Тараканов, он добавляет, что второе место займет Toyota, а Hyundai – только третье. На четвертом и пятом местах останутся Nissan и Daewoo. “Hyundai могла бы остаться лидером продаж, как это уже было в 2004 и 2005 гг., – говорит Тараканов. – Hyundai могла бы продать в России в 2006 г. до 140 000 машин, но в Корее не хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить растущий спрос во всем мире”.

В 2003 г. первое место по продажам занимала Toyota. Ford по итогам года лидером не был никогда.

Эксперты сошлись во мнении, что по итогам года число проданных иномарок приблизится к 1 млн шт. По мнению Агибалова, в 2006 г. будет продано “порядка 900 000 иномарок” – из-за доступности кредитных программ, роста популярности услуги trade in и роста доходов населения.

По прогнозу Тараканова, в 2006 г. будет продано 975 000 новых иномарок (без учета Chevrolet Niva), включая автомобили из Китая и Ирана (на них придется около 24 000 автомобилей).

Игорь Моржаретто из журнала “За рулем” прогнозирует, что продажи иномарок в России к концу года перевалят миллионный рубеж, а три компании перешагнут в продажах 100 000 – Chevrolet, Hyundai и Ford. По мнению Моржаретто, выигрывают компании-производители, имеющие в России сборочные производства, такие автомобили доступны и их не надо долго ждать.

Традиционно в топы входят также Toyota, Mitsubishi, Nissan, у которых пока нет производства в России, продолжает Моржаретто. Популярность Toyota держится за счет имиджа марки, и, хоть цена на нее растет, спрос не падает. “Продажи Mitsubishi, в основном Lancer, который занимает 60% ее продаж, и Nissan (Almera Classic) идут за счет недорогих (в пределах $20 000) народных автомобилей класса С”, – заключает он.