СТРАНА ЧУДЕС: Заменить посредника


Слово “посредник” в русском языке довольно долго не было ругательным. Это сейчас оно приравнено к слову “грузин” или “криминальный элемент”, а раньше нас учили, что государство есть посредник между человеком и свободой. Что деньги есть посредник при товарообмене. Орудия труда – посредник между человеком и веществом природы, или капитал – посредник между средствами производства и рабочей силой. То есть это такая техническая штука, благодаря которой человечество отошло от натурального хозяйства.

После выступления президента, призвавшего “принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и коренного населения России”, на рыночных посредников обрушился карающий меч посредников между населением и законом, т. е. милиции, а также посредников между властью и обществом, т. е. СМИ. В воскресных “Вестях” показали душераздирающий сюжет про простого подмосковного фермера, который без посредников пытается продать свою картошку на рубль дешевле и как его за это гоняют с рынка. Гоняли, правда, как раз не посредники, а охранники и администрация рынка, но это, ясное дело, были козни посредников – возможно, даже грузинской национальности.

“Главная задача – убрать посредников с рынка”, – заявил в понедельник и. о. мэра Москвы Юрий Росляк, а также убрать перекупщиков сельхозпродукции и неких загадочных “псевдопосредников”. По логике, следующим шагом должна стать непримиримая борьба с риэлторами, дилерами, брокерами и прочими паразитами, жирующими на посредничестве. Пусть крестьянин сам сеет, жнет, молотит, доит и продает в свободное от дойки и покоса время. А Богданчиков с Миллером тоже пусть лично торгуют акциями. Лучше на колхозном рынке, раз уж это наше национальное, т. е. русское народное, достояние.

Вообще-то для борьбы с “полубандитскими группировками, которые имеют еще и национальную окраску” есть правоохранительные органы, а для сельхозпроизводителей и абсолютно необходимых им посредников есть экономические методы, известные во всем цивилизованном мире и даже в СССР, где была такая штука, как потребкооперация. У нас есть Росагробанк с государственным участием. Почему бы ему, как посреднику между крестьянством и государством, не дотировать – или субсидировать, или кредитовать – справедливый процесс доставки морковки от производителя к потребителю? Сделайте ГУП, дайте ему актив в виде земли да кредит Росагробанка, пусть строит рынки и нанимает своих посредников с санитарными книжками на зарплату плюс процент и сам договаривается по ценам с крестьянами и покупателями, тогда и посмотрим, куда они, крестьянин и покупатель, пойдут – к справедливому государству или несправедливым полукриминальным посредникам. Хотите частно-государственного партнерства, защиты крестьян и справедливых цен – покажите пример честного бизнеса и прозрачных товарно-денежных отношений, не хотите – оставьте в покое нынешних посредников: какие есть – такие есть. Нельзя убивать класс “неправильных” посредников просто так, потому что велели. Пусть их выживут не милиционеры с дубиной, а “правильные” посредники. В конце концов, конкуренция – это жизнь торговли и смерть торговцев. А рыночный ГУП, кстати, можно потом акционировать и продать по частям. Хотя бы и на колхозном рынке.