ЦИФРА НЕДЕЛИ: $16 млрд. На будущее


После года раздумий “Газпром” решил, что ему не нужны иностранные партнеры для разработки гигантского Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море. Официально в монополии объясняют, что ни одна из пяти зарубежных компаний, попавших в шорт-лист претендентов, не предложила достойных активов для обмена. Неофициально – что “Газпром” передумал делиться с иностранцами запасами Штокмана (3,7 трлн куб. м газа), которые сегодня, по оценке концерна, стоят $16 млрд (до добычи), а через 7–8 лет могут подрасти в цене до $40–50 млрд.

Разработка Штокмана откладывается – экспертам это понятно хотя бы потому, что в ближайшее время у “Газпрома” не хватит ресурсов поднимать этот громадный проект на собственные средства.

На первый взгляд кажется, что монополия погорячилась, переоценив свои силы. Проект, только первая очередь которого оценивалась в ?2,5 млрд, требует не только огромных финансовых ресурсов, но и уникальных технологий добычи и транспортировки газа, которыми сейчас “Газпром” не обладает. К тому же при самостоятельной разработке месторождения все риски тоже останутся “Газпрому”.

Однако эти проблемы со временем могут потерять свою остроту. Лет через 10 необходимые для разработки Штокмана “уникальные технологии” утратят во многом свою уникальность, станут менее дорогими и более доступными. А финансовые возможности газового концерна при благоприятной конъюнктуре на рынках энергоносителей за это время увеличатся, одновременно подорожают и запасы Штокмана. С такой логикой согласны отраслевые аналитики: нынешняя рыночная оценка запасов этого месторождения (примерно $4 за 1000 куб. м) сравнительно низкая, и делить с кем-то проект сегодня, исходя из этой цены, невыгодно для “Газпрома”.

А возможность повременить с разработкой Штокмана у концерна есть. Большинство экспертов сходятся в том, что в ближайшие 10–15 лет и сам “Газпром”, и российско-немецкий трубопровод Nord Stream вполне обойдутся без штокмановского газа. Его может заменить, например, сырье Бованенковского месторождения на Ямале. Этот проект, по предварительным подсчетам “Газпрома”, может оказаться даже дешевле Штокмана – $20–25 млрд, при этом ввести месторождение планируется уже в 2011 г.

Не исключено, что в “Газпроме” уже давно приняли решение отложить штокмановский проект и тянули с выбором иностранного партнера, ожидая удобной политической ситуации, чтобы отказать всем. Теперь же, на фоне скандалов с сахалинскими проектами и обострившихся дискуссий о пользе/вреде иностранных инвестиций, патриотическое решение “Газпрома” не выглядит совсем уж неожиданным и не требует дополнительных объяснений.

А в будущем, как объявил вчера в Германии президент Владимир Путин, Европа сможет получать дополнительно 50–55 млрд куб. м газа именно за счет Штокмана. Но доходы от продажи этого сырья “Газпрому” уже не придется делить с партнером.