Договорились о портах


Чиновники договорились снизить минимальный размер инвестиций для реконструкции аэропортов и морских портов, в последних станет дешевле осуществлять и инфраструктурные проекты.

Разногласия между Минэкономразвития, РосОЭЗ и Минфином, мешавшие направить в правительство законопроект по портовым зонам (он был готов в феврале), затрагивали минимальный уровень требований по инвестициям к резидентам зон, рассказала “Ведомостям” руководитель РосОЭЗ Ольга Маркова. Но на днях чиновники договорились разделить участников портовых зон на два класса – компании, развивающие инфраструктуру, и те, кто оказывает услуги внутри порта. Первые, чтобы получить льготы, должны будут вложить в новые порты не менее 100 млн евро (Минэкономразвития предлагало 250 млн евро), в новые аэропорты – не менее 50 млн евро (совпадает с идеей ведомства Германа Грефа), в реконструкцию портов и аэропортов – не менее 3 млн евро (предлагалось 10 млн евро). А от тех, кто оказывает услуги в портах, потребуется банковская гарантия на 2,5–30 млн руб. (это требование введено по настоянию Минфина).

РосОЭЗ ожидает, что Минфин согласует законопроект до конца недели. Замечаний осталось совсем немного, достаточно скоро согласование может быть завершено, говорит источник в Минфине.

Резиденты портовых зон получат такие же льготы, как обитатели промышленных зон. Портовые зоны создаются на 49 лет, они будут действовать на территории международных морских грузовых портов и аэропортов. Резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, а топливо и ГСМ – еще и без уплаты акциза, пять лет не платить налоги на имущество и землю.

Эксперты очень рады, что инвестиционные пороги в законопроектах снижены. Это позволит развивать не только крупные, но и средние аэропорты, говорит директор по исследованиям ИГ “Русские фонды” Наталья Одинцова. Вложения в 50 млн евро – затраты, посильные для средних аэропортов с пассажиропотоком 1–1,5 млн человек в год, говорит первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев. Снижение порога инвестиций в новые порты до 100 млн евро обоснованно – теперь многие смогут претендовать на статус зоны, считает гендиректор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. Для строительства терминала на 6 млн т в год нужно как раз около 100 млн евро, а, например, Санкт-Петербургский порт пропускает 56 млн т в год, отмечает он. А у компаний – операторов портов низкая маржа и больших инвестиций они не потянут, а гарантию на 30 млн руб. привлекут, заключает Тертерян.

Среди кандидатов на организацию зон Ванцев упоминает аэропорты в Сочи, Владивостоке, Хабаровске, Новосибирске, Красноярске, Калининграде.