ФАС разочарует экспортеров


Вчера на совете по конкурентоспособности при правительстве чиновники и бизнесмены рассуждали о том, как российскому экспорту увеличить долю на мировом рынке. В 2005 г. она составляла по товарам и услугам 1,7%, а в сфере высоких технологий – 0,3%. Однако предпосылок к отвоевыванию экспортной доли не много. По словам министра экономразвития Германа Грефа, действующий механизм господдержки промышленного экспорта неэффективен. Из-за плохой информированности экспортеров и межведомственной разобщенности госгарантии и субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам слабо востребованы предприятиями. Госгарантии предоставляет Минфин. Из зарезервированных в 2005 г. в бюджете $600 млн на госгарантии выдано только $113 млн, из $1 млрд в этом году – ничего. Компании просто не могли подать заявки, так как порядок получения гарантий правительство утвердило в 2005 г. в конце июля, а в этом году – 16 сентября.

Не лучше дело и с субсидированием процентных ставок, которым занимается Минпромэнерго. Из заложенных в бюджете 3 млрд руб. в 2005 г. предприятия получили 900 млн руб., а за семь месяцев этого года – 480 млн руб. Заявки предприятий на субсидирование рассматриваются чиновниками в лучшем случае четыре месяца, сказал зампред правления Внешэкономбанка Николай Косов. Желающих получить федеральную поддержку немало, но лимиты госгарантий по странам не увязаны с реальными потребностями бизнеса, говорит Косов. Например, лимит на Анголу, куда стремятся наши компании, – $4 млн, а на Албанию – $8 млн, хотя контракты там никто не хочет заключать. Лимит на Аргентину, объявившую в 2001 г. дефолт по госдолгу, – $104 млн, а на Кувейт, имеющий инвестиционный рейтинг, – всего $50 млн. По Сирии, говорит Косов, есть заявка на поставку самолетов на $400 млн, но лимит Минфина на страну – лишь $61 млн. На Таджикистан лимит – $10 млн, а одна только заявка РАО ЕЭС на строительство Сангтудинской ГЭС – $400 млн. “Если деньги [на госгарантии и субсидирование ставок] заложены в бюджете, почему бы не выпускать постановления в начале года”, – удивляется Косов.

Премьер Михаил Фрадков попенял компаниям “Силовые машины” и “Технопромэкспорт” за то, что они не используют механизм связанных госкредитов, позволяющих “приобретать входной билет” на рынке строительства гидро- и теплоэлектростанций в развивающихся странах и СНГ. Компания готова к тендерам за границей, но “сколько приходится побегать в Минфине”, чтобы оформить госкредит, ответил Фрадкову гендиректор “Технопромэкспорта” Сергей Моложавый. Картину усугубил представитель Казанского вертолетного завода. Предприятие не может претендовать на субсидирование процентных ставок, поскольку не отнесено к субъектам военно-технического сотрудничества. Держателем контрактов является госпосредник – “Рособоронэкспорт”. “У нас сейчас контракт с Венесуэлой на $300 млн с лишним, и кредитов нужно по самую макушку, а я ничего сделать не могу”, – сокрушался он.

“Я, конечно, нарываюсь”, – обратился к собравшимся руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он напомнил, что 26 октября вступает в силу закон о конкуренции. Статья 19 запрещает предоставление индивидуальных бюджетных преференций без конкурса. Закон просто обязывает пресекать в судебном порядке субсидирование процентных ставок по кредитам, предупредил присутствующих Артемьев. Если акты о предоставлении госпомощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, гласит статья 21. “А кому будете вчинять иск?” – спросил удивленный Фрадков. “Федеральному органу, предоставившему компенсацию”, – ответил Артемьев. В этот момент камера показала озадаченное лицо замминистра Минпромэнерго Ивана Матерова.

Новый закон – мини-переворот в действующем российском праве, говорит управляющий партнер “Вегас-Лекса” Альберт Еганян. Теперь все решения о субсидировании процентных ставок должны согласовываться с ФАС и проходить через тендер, подчеркивает Еганян, но это правило не распространяется на решения, принятые до 26 октября, даже если компенсация будет получена позже.