Газотурбинные двигатели вместо дизельных


СНТК им. Кузнецова поставит в 2007–2012 гг. для компании “Российские железные дороги” (РЖД) 270 газотурбинных двигателей на сумму 7,6 млрд руб., рассказал “Ведомостям” гендиректор СНТК Сергей Тресвятский. Первые двигатели будут выпущены в начале следующего года, а всего в 2007 г. СНТК соберет порядка 10 двигателей, сказал он.

Договор на подготовку производства двигателя с СНТК подписан в 2005 г., добавил представитель РЖД. В ноябре компания должна предоставить РЖД двигатель для испытаний. В договоре прописаны цифры, названные Тресвятским, но решение о выпуске газотурбовозов должно быть принято после испытаний, уточнил он. “Планировалось, что образец газотурбовоза будет готов в ноябре 2006 г., – сказал собеседник “Ведомостей”, – но сейчас сроки корректируются, и возможно, что его испытания начнутся в начале 2007 г.”.

РЖД планирует инвестировать в проект 170 млн руб., рассказал представитель РЖД. Применение газотурбинного двигателя позволит обеспечить снижение расходов на топливо на 36%, а стоимость жизненного цикла – на 15,4% . Цена 1 т сжиженного газа в два раза меньше стоимости 1 т дизтоплива, говорит он, кроме того, в 10 раз сократятся экологически вредные выбросы.

Тресвятский предположил, что участвовать в программе производства двигателя НК-361 готов и самарский “Моторостроитель”. “У нас есть производственные мощности для выпуска этого двигателя, – сказал представитель самарского “Моторостроителя”, – но от СНТК предложений нам пока не поступало”.

Испытания газотурбинного двигателя будут проводиться на базе электровоза ВЛ-15, говорится в материалах РЖД, а серийный производитель газотурбовозов пока не определен. Тресвятский предположил, что газотурбовозы будут выпускаться с участием основного поставщика подвижного состава РЖД – компании “Трансмашхолдинг”.

Один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, предположил, что выпуск газотурбовозов может быть налажен как на одном из локомотиворемонтных заводов РЖД, так и на заводах “Трансмашхолдинга”. Менеджер этой компании Артем Леденев воздержался от комментариев по проекту. По его словам, сейчас “Трансмашхолдинг” выпускает магистральные и маневровые тепловозы, работающие на дизельном топливе.

“Это инновационный проект, – сказал пожелавший остаться неназванным участник рынка, знакомый с проектом, – и РЖД, и “Трансмашхолдинг”, прежде чем заказывать двигатель, будут смотреть результаты его испытаний”.