Куклы смешанного культа


“Аравийские сантос” Елены Языковой – это серия почти одинаковых, по крайней мере весьма похожих друг на друга керамических скульптур ангелов, дервишей, базарных торговцев, колдунов, женихов и невест. Все они слеплены из аравийской глины, очень древней и прочной, и украшены настоящими восточными тканями, тюрбанами, браслетами и бусами. И все они очень напоминают кукол, которые Языкова делает уже много лет, и еще имеют очевидное портретное сходство со своим автором. Чтобы понять, почему эти нежные, утонченные скульптуры так органично соединяют в себе восточную тему и католическую традицию, надо дать небольшую биографическую справку.

Жизнь Елены Языковой как-то так складывается, что она все время занимается одним и тем же, но почти всегда вопреки жизненным обстоятельствам. Когда на вернисаже у Языковой спросили, почему она сделала выставку в Московском доме скульптора, т. е. в месте немодном, художественной критикой забытом, она ответила, что, во-первых, здесь ей интерьер нравится, во-вторых, приятно, что ее назвали скульптором.

Интерьер и правда по сегодняшним московским меркам редкий – натурального, не испорченного евроремонтом особнячка. А у Языковой особая любовь к старым, естественным вещам. Пятнадцать лет назад, когда народ потянулся ко всему новому, модному и стильному, она вместе с Любовью Шакс открыла галерею “Роза Азора”. Там не только торговали всякой блошиной чепухой, что теперь называют винтажом, но и устраивали новогодние елки и карнавальные вечеринки в стиле старорежимного детства и мажорного советского кича. Из этих праздников, к слову, и вышли новогодние телевизионные “Старые песни о главном”.

Что Языкову скульпторы в собственном доме приютили как свою, тоже приятно, до этого ее считали “кукольницей”. Правда, первым, лучшим московским мастером авторских кукол.

Декоративных кукол Елена Языкова делала и в советские времена, когда работала художником-оформителем промышленных выставок и музеев. Ее меланхоличных, замкнутых в собственном печальном совершенстве, не от мира сего кукол тогда считали причудливым хобби, странностью художницы. Позже, уже во времена “Розы Азора”, эти куклы отлично продавались по цене произведений искусства (а именно произведениями искусства они являются). Одетые в старые кружева длиннолицые керамические кисейные барышни легко облагораживали любой новый богатый дом.

Девять лет назад Языкова уехала в Саудовскую Аравию и почти исчезла из нашей художественной жизни. На новом месте жительства она опять стала делать кукол, и опять как-то неуместно – исламский закон изображения человека запрещает.

В Москву Языкова наезжает теперь ненадолго, живет в аравийском городе Риада и в деревне на Майорке, погружается то в восточный мир, то в католическую народную среду. И обе эти старые культуры и сильные бытовые традиции так мощно на нее влияют, что рафинированные куклы, которые она просто не может не делать, сменили национальность и вероисповедание и превратились в камерную скульптуру. Кажется, что культовую, настолько магически действует она на зрителя.