Неговорящая голова


Согласно постановлению Генпрокуратуры России о выделении уголовного дела от 11 сентября 2006 г. (копия есть в распоряжении “Ведомостей”), следственный комитет МВД РФ возбудил дело в отношении Башунова на основании ст. 308 УК (отказ свидетеля от дачи показаний). Как говорится в постановлении, Башунов отказался давать показания в рамках уголовного дела против управляющего “ТольяттиАзота” Владимира Махлая. Основанием для допроса стали “комментарии Башунова [в прессе] к обстоятельствам, являющимся предметом расследования”, уточняется в документе.

Башунов подтвердил “Ведомостям”, что против него заведено уголовное дело, сказав, что намерен дать пресс-конференцию по этой теме. От других комментариев он воздержался.

Неприятности у руководства “ТоАза” начались летом 2005 г., когда МВД проверяло законность приватизации завода. В результате ревизии “ТоАзу” были выдвинуты налоговые претензии на 280 млн руб., а Махлай был обвинен в мошенничестве. Проверки и иски совпали по времени с появлением интереса к тольяттинскому заводу у группы “Ренова”. Летом группа купила около 10% акций “ТольяттиАзота” через свою “дочку” Synntech Group.

10 апреля 2006 г. Махлай был объявлен в международный розыск, а 21 апреля Тверской суд Москвы выдал санкцию на его арест. Однако в мае федеральный суд Комсомольского района Тольятти признал постановление об объявлении в международный розыск Махлая незаконным. По словам источника, близкого к руководству завода, управляющий “ТоАза” находится сейчас на лечении за границей.

Юристы считают, что уголовное дело в отношении Башунова заведено, чтобы оказать на него давление как на свидетеля по делу Махлая.

“Я первый раз слышу, чтобы привлекали к уголовной ответственности пресс-секретарей, да и ст. 308 УК вообще редко используется в практике”, – говорит управляющий партнер А.S.T. Legal Анатолий Юшин. Юшин не исключает, что правоохранители могут использовать расследование в отношении пресс-секретаря как метод давления и дело вообще может не дойти до суда. А руководитель компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов считает, что уголовное дело против Башунова вряд ли повлечет за собой приговор. Ст. 308 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 40 000 руб., или в размере зарплаты за три месяца, или обязательные работы от 120 до 180 часов, либо год исправительных работ. “Это не самая популярная статья, в Верховном суде по ней вообще не было практики”, – уточняет Добронравов. Он считает, что возбуждение уголовного дела, а особенно лишение свободы – хороший способ давления на свидетеля со стороны следственных органов, человек быстрее ломается и дает нужные показания. “Когда оказывается давление на руководство предприятия, пытаются использовать и менеджеров среднего звена, которые могут быть в курсе финансовой деятельности компании”, – полагает Добронравов.