Transpetrol дорожает


Первоначально 49%-ный пакет акций Transpetrol находился в собственности голландской “дочки” ЮКОСа Yukos Finance BV, но полгода назад он был передан в специально созданный голландский фонд Stichting Administratiekanto. Бенефициарами фонда являются Yukos Finance BV и ЮКОС (по 50%). Сами они не могут продавать активы фонда, но деньги от продажи должны поступить к ним, если нет какого-либо кредитора, заявившего на эти активы права через голландский суд. В этом случае деньги идут кредиторам, а оставшаяся часть – Yukos Finance BV и ЮКОСу. Пока суд в Амстердаме подтвердил двух основных кредиторов ЮКОСа – “Роснефть” и аффилированную с GML Moravel Investment.

Первого августа арбитражный суд Москвы признал ЮКОС банкротом и ввел в нем конкурсное производство. В середине января активы ЮКОСа оценят нанятые конкурсным управляющим Эдуардом Ребгуном оценщики, а затем начнется распродажа имущества банкрота. Но зарубежные активы компании, в том числе и принадлежащие ЮКОСу 49% словацкой транспортной компании Transpetrol, продаются уже сейчас. Интерес к акциями проявили “Русснефть” и “Газпром”, словацкая Slovnaft, венгерская MOL, чешская CEPS и польская PERN.

Акции Transpetrol ЮКОС приобрел за $74 млн в 2002 г. Теперь потенциальные покупатели предлагают за них намного больше. “Русснефть” была готова платить за долю в Transpetrol $103 млн и заручилась согласием ЮКОСа, но правительство Словакии заблокировало эту сделку. Затем “Газпром” предложил руководству ЮКОСа за Transpetrol $105 млн, сделка также не состоялась. Тем временем ставки продолжают расти. Польский нефтепроводный оператор PERN Przyjazn готов купить акции Transpetrol за $120 млн, сообщило вчера агентство Bloomberg. А по информации польской газеты Parkiet, словацкий премьер-министр Роберт Фико обсуждал продажу 49% Transpetrol с главой польского правительства Ярославом Качинским. В PERN воздержались от комментариев.

Если польская компания хочет приобрести словацкий актив, она может обратиться к конкурсному управляющему, напоминает пресс-секретарь Ребгуна Николай Лашкевич. По его словам, до сих пор от PERN заявки не поступило, однако заявки на акции Transpetrol подали другие претенденты, которых он раскрыть отказался.

Сделку должен проводить фактический собственник акций Transpetrol – фонд Stichting Administratiekanto, отмечает адвокат Московской коллегии адвокатов Алексей Котиков. По его мнению, задача конкурсного управляющего – лишь создать конкурсную массу, аккумулировав заявки. “Однако согласование сделки с конкурсным управляющим – разумный шаг со стороны покупателя, ведь управляющий может оспорить сделку, сочтя недостаточными основания для передачи акций Transpetrol фонду Stichting Administratiekanto”, – замечает Котиков. Аналитик ИФК Денис Борисов считает, что $120 млн – максимальное предложение на бумаги Transpetrol, его повышения ждать уже не стоит.