“Ренессанс” показал пример

Стивен Дженнингс не называет себя совладельцем “Ренессанса”/ М. Стулов

Российский фондовый рынок переживает настоящее возрождение. В прошлом году индекс РТС прибавил 83%, а в этом – еще 40%. Выросло и число публичных размещений: если в 2004 г. на биржу вышло пять компаний, то за первые шесть месяцев 2006 г. – уже 10. Но оценить, как это отражается на доходах участников этого рынка, практически невозможно. Среди российских инвесткомпаний нет публичных, и даже такие лидеры, как Объединенная финансовая группа (ОФГ), “Атон”, “Тройка Диалог” или “Ренессанс Капитал”, не публикуют международную отчетность. Косвенно о доходности этого сектора финансового рынка можно судить по повышенному интересу крупнейших инвестбанков мира к развитию бизнеса в России. Morgan Stanley и Goldman Sachs уже получили здесь лицензию брокера, Merrill Lynch планирует сделать это, а Deutsche Bank и вовсе купил ОФГ. “Здесь есть куда вкладываться и на чем зарабатывать деньги”, – признается Райр Симонян, председатель правления банка “Morgan Stanley (Россия)”.

О доходности инвестиционного бизнеса можно судить на примере группы “Ренессанс Капитал”, полугодовой отчет по МСФО которой оказался в распоряжении “Ведомостей”. За первое полугодие 2006 г. ее выручка составила $231,1 млн, процентный доход – $29,3 млн. Прибыль “Ренессанса” до налогообложения ($146,9 млн) лишь немногим отличается от чистой прибыли ($140,1 млн). Все эти показатели по сравнению с первым полугодием прошлого года выросли более чем вдвое, а чистая прибыль за весь прошлый год немного недотянула до $190 млн. Собственный капитал инвестбанка вырос за шесть месяцев с $414,6 млн до $509,8 млн, а на дивиденды ушло около $45 млн.

“Ренессанс” ориентируется на доходность капитала в 50%”, – признается источник, близкий к компании. “Коэффициент доходности капитала 25–35% за полгода на нашем рынке – это хороший результат, – считает финансовый директор “Атона” Андрей Столяров. – Однако нельзя сказать, что это невероятные результаты, нужно вспомнить, что первое полугодие на фондовом рынке было очень удачным. Полагаю, что по прибыльности “Ренессанс Капитал” входит в тройку лучших”. “Атон” свои показатели не раскрывает. “У ведущих российских инвестбанков похожая модель бизнеса, и темпы роста и доходность у них примерно одинаковы”, – полагает гендиректор по России и СНГ инвестбанка Rothschild Виктор Некрасов. По утверждению источника в “Тройке Диалог”, собственный капитал группы компаний на конец финансового года (31 сентября) примерно равнялся $300 млн, а прибыль за год – $200 млн.

“У инвестбанков отдача капитала гораздо выше, чем у коммерческих банков, – утверждает аналитик одного из рейтинговых агентств. – Например, у “Ренессанса” она получается в два раза больше, чем в среднем по банкам”. По собственному капиталу на конец прошлого года “Ренессанс” уступал 12 коммерческим банкам ($420 млн у банка “Русский стандарт”), а по прибыли – лишь восьми ($209 млн у МДМ-банка).

Судя по отчетности, 74% доходов “Ренессансу” приносят трейдинг и брокерская деятельность, по 8% – инвестиционно-банковские услуги и управление активами. “Ренессанс Капитал” активно организовывает IPO, поэтому такой доход от инвестбанкинга кажется мне удивительно низким”, – комментирует результаты коллег Столяров. “У других компаний распределение доходов может оказаться принципиально иным, – полагает топ-менеджер западного инвестбанка. – Думаю, что у “Тройки” с ее самым сильным в стране подразделением по управлению активами большая часть доходов сконцентрирована именно там”. В “Тройке” вчера не стали комментировать структуру доходов компании.

Доходность бизнеса отражается и на заработках. На 1 июля 2006 г. в “Ренессансе” работал 491 человек (422 в начале года), а на зарплаты и бонусы было потрачено $77,3 млн, или более $25 000 на человека. “Получается, что на зарплаты и бонусы компания тратит около 30% доходов – это нормальный для индустрии показатель”, – признается топ-менеджер крупного инвестбанка. Впрочем, отчетность не дает полного представления о доходах инвестбанкиров из “Ренессанс Капитала”. Так, например, в группу не входит принадлежащий тем же акционерам банк “Ренессанс Капитал”, который специализируется на потребительском кредитовании. Не включена в группу Renaissance Partners, которой, в частности, принадлежит доля в африканской банковской группе Ecobank. Более того, “Ренессанс” не назвал ни одного своего совладельца даже в проспекте эмиссии еврооблигаций. Впрочем, и сотрудники “Ренессанса”, и другие инвестбанкиры считают основным владельцем группы ее гендиректора Стивена Дженнингса. “Ему принадлежит более 50% акций ”Ренессанса”, – утверждает аналитик рейтингового агентства. В “Ренессансе” вчера не смогли прокомментировать это.