Имя их неизвестно

Д. Гришкин

“Богданчиков – наемный менеджер, и ему надо сделать узнаваемой и успешной “Роснефть”, а не себя”, – соглашается с логикой кремлевского чиновника сотрудник “Роснефти”. Несколько месяцев назад Богданчикову пришлось возвращаться из Петербурга в Москву поездом в обычном вагоне, рассказывает один из пассажиров этого поезда. И бизнесмена никто не узнал, хотя незадолго до этого “Роснефть” проводила масштабную рекламную кампанию, призывая рядовых граждан подписываться на ее акции.

Самым богатым россияне считают владельца лондонского Chelsea Романа Абрамовича (37%). На втором месте – политэмигрант Борис Березовский (24%). За ним следуют руководитель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс (20%), отбывающий заключение Михаил Ходорковский (11%), президент “Интерроса” Владимир Потанин и находящийся в федеральном розыске бизнесмен Владимир Гусинский – по 5%.

В списке богачей, составленном по результатам опроса, также фигурируют второй президент Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый президент Борис Ельцин, совладелец “Русала” Олег Дерипаска, поп-звезды Алла Пугачева и Филипп Киркоров, российский посол на Украине Виктор Черномырдин.

Со списком богатейших россиян за 2006 г. по версии журнала Forbes мнение россиян совпадает лишь по нескольким позициям. Это Абрамович, которого и Forbes называет самым богатым россиянином (состояние – $18,3 млрд), Дерипаска ($9 млрд), Потанин ($7,6 млрд), Батурина ($2,4 млрд) и Березовский ($1 млрд).

Бизнесменов путинской волны – руководителей крупнейших госкомпаний – “Газпрома”, “Роснефти”, “Рособоронэкспорта”, Внешэкономбанка, Внешторгбанка – респонденты не называли вовсе. “Богачи у людей по-прежнему ассоциируются с фигурами 1990-х. О существовании даже такой крупной компании, как “Газпром”, знают всего 63% россиян, про предправления Алексея Миллера слышало еще меньше”, – констатирует гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Неудивительно, что граждане не называют богачами крупных бизнесменов путинского времени, соглашается замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин: “Они нечасто появляются в СМИ, а граждане не читают списки Forbes”.

Руководители госкорпораций – не артисты и пиар им ни к чему, говорит источник в Кремле: граждане должны знать о госкомпаниях и их достижениях, а не о конкретных менеджерах, которые стоят на службе у государства.

Пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов сомневается, что о “Газпроме” знают только 63% россиян: “Мы уверены, что таких людей больше”. А вот руководителю газовой монополии популярность ни к чему, полагает Куприянов, главное – известность и имидж компании.

Большинство опрошенных уверены, что крупные бизнесмены нажили свое состояние нечестным путем. Чем известнее богач, тем больше сомнений у респондентов в его честности. Чубайса нечестным считают 77% россиян, Березовского – 71%, Ходорковского – 66%, Абрамовича – 64%. “В России люди традиционно уверены, что заработать большое состояние честным путем невозможно”, – объясняет Федоров. С середины 1990-х гг. негативное отношение к олигархам – финансовым магнатам, влияющим на политические процессы, – не изменилось, добавляет Гражданкин.

“То, что Чубайса не любят, естественно, – говорит член правления РАО “ЕЭС России” Андрей Трапезников. – Ни в одной стране мира реформаторов не любят. Сам Чубайс как-то говорил, что хуже реформ может быть только революция. То, что касается богатства, чушь полная. Хотя обывателя, наверное, в этом не убедить”.

В России не налажена коммуникация между гражданским обществом и крупным бизнесом, объясняет мифические представления россиян о самых богатых соотечественниках завкафедрой политической психологии психфака МГУ Елена Шестопал: “Во всем мире бизнес пытается заручиться поддержкой общества, а в России элиты, напротив, становятся все более непрозрачными: и в бизнес, и в политику приходят выходцы из чиновного, аппаратного мира, которым комфортнее работать в закрытом режиме”.

Сознание россиян мифологизированно, соглашается заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, это упрощает власти задачу манипулирования, в том числе в информационном пространстве.