Мне о нем даже думать противно


Интересно, что у него в голове…» – скоро на подобный риторический вопрос можно будет получить довольно подробный ответ. Современные методы исследований позволяют все более детально разобраться в том, что именно происходит в нашем мозгу. И нередко ставят исследователей в тупик.

Ученые Гарвардского университета провели оригинальный эксперимент (отчет о нем опубликован в журнале Neuron). Студентам художественных колледжей показали портреты двух неизвестных и рассказали, что один из них интеллектуал и либерал, близкий участникам эксперимента по духу и политическим взглядам, другой – религиозный человек консервативных убеждений. Затем студентов стали спрашивать, как они сами и эти двое неизвестных могли бы повести себя в той или иной ситуации. Магнито-резонансный томограф фиксировал, что происходит в мозгу участников исследования.

Выяснилось следующее: когда студенты говорили о себе и о том из незнакомцев, которого считали похожим на себя, активизировалась одна и та же область мозга – префронтальный кортекс. Но когда они размышляли о поступках человека, который казался им чуждым, подключался совсем другой участок.

Психологи предположили, что в первом случае мы строим умозаключения с учетом собственного опыта, а во втором – нет. Иными словами, мы не можем беспристрастно взглянуть на «чужого», на того, кто на нас не похож.

Похожий эксперимент провели в США ученые из Университета Эмори во время предвыборной кампании 2004 года. Участникам исследования – в группе было поровну республиканцев и демократов – предложили оценить явно противоречивые высказывания кандидатов: Джорджа Буша и Джона Керри. Как и следовало ожидать, республиканцы подвергли беспощадной критике Керри, демократы – Буша. Но и те и другие были равно снисходительны к ошибкам «своего» кандидата. И во всех случаях, как показало сканирование, наибольшую активность проявили те участки предлобного отдела мозга, которые контролируют эмоции, активизируются при разрешении конфликтов и моральных дилемм, а затем и центры удовольствия и вознаграждения.

Иными словами, мозг искал не истины, а психологического комфорта, пытался уйти от негативных эмоций и найти положительные.

Двойные стандарты и предвзятые оценки характерны не только для членов политических партий. Мы все делим окружающих на «своих» и «чужих»: на новичков и старослужащих, местных и приезжих, бедных и богатых. И, как выяснилось, на физиологическом уровне необъективны по отношению к тем, кого считаем чужаками. Как избежать пристрастности в суде присяжных, при увольнении и приеме на работу, при оценке труда подчиненных? На эти вопросы наука пока не отвечает.