Он заказал им Реквием


Фестивали актуального искусства, подобные «Территории», устраиваются в России с конца 80-х. Давно стали общим местом альянсы актуальных художников и поэтов, деятелей видеоарта и альтернативной музыки. Между тем композиторы, работающие в академическом направлении, попадают в такие компании редко. Новая академическая музыка людей пугает – хотя степень опасности обычно преувеличивают.

Но вот на российской сцене появилась фигура дирижера Теодора Курентзиса, про которого люди современного искусства сразу поняли – он свой. Курентзис – образованный музыкант, для которого барокко и авангард равным образом открыты и ясны. Кроме того, он свободно говорит о театре Гротовского, хореографии Пины Бауш и философии Юнга. Все, что ни предложит Курентзис, будет современно, остро, а иногда и глубоко.

Курентзис предложил фестивалю «Территория» Курляндского, Невского и Щетинского. Эти трое – лишь частные лица нашей современной музыки. Но лица красивые, значительные, их стоило бы знать. В Европе так оно и есть. Москвич Дмитрий Курляндский три года назад получил главный приз конкурса Gaudeamus, победив четыре сотни соперников из всех стран мира. Ему, как и берлинцу Сергею Невскому, заказывают партитуры лучшие европейские ансамбли. Курляндскому сегодня 30 лет, Невскому – 34. Александр Щетинский, композитор из Харькова, старше – ему 46, а список побед на конкурсах займет полстраницы. В отличие от молодых коллег он успел изведать все искушения авангарда и найти баланс между сложностью мысли и простотой воплощения.

Все трое согласились считать Теодора Курентзиса не только исполнителем, но и куратором. Куратор предложил каждому из троих написать произведение с обязывающим названием – Lacrimosa. Так называется часть реквиема, которую все великие, в том числе и Моцарт, трактовали как самую печальную и самую человечную часть заупокойной службы.

В деталях замысла композиторы были свободны: например, Курляндский добавил к каноническому тексту хор под названием «Анатомия боли» и стихотворение-стон «У» греческого поэта Дмитрия Яламаса, а Щетинский использовал текст украинского классика Григория Сковороды.

Проект Курентзиса интернациональный: играть приглашен ведущий австрийский ансамбль Klangforum Wien, петь – первоклассный новосибирский хор New Siberian Singers. Нашим композиторам придется вытерпеть сравнение с классиками: во втором отделении прозвучит своего рода реквием XX века – предсмертный опус Жерара Гризе «Четыре песни, чтобы переступить порог» (1998), в третьем отделении (да-да, три внушительных отделения – это стиль Курентзиса) – исполненная высокой печали «Песнь о земле» Густава Малера (1908) с участием американского тенора Дональда Литакера, восходящей российской звезды Екатерины Губановой и новосибирского оркестра Musica Aeterna. Так что горсти свежих «Лакримоз» предстоит вылиться в и без того безбрежный океан мировой скорби.

18 октября, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Триумфальная пл., 4/13, тел. 232 53 53