“Райффайзен” поделил портфели


Более полугода назад австрийская группа Raiffeisen, уже имеющая дочерний “Райффайзенбанк Австрия” в России, объявила о покупке Импэксбанка за $550 млн. На прошлой неделе Raiffeisen определилась, что активы Импэксбанка и “Райффайзенбанк Австрия” будут объединены на балансе последнего. По крайней мере 2 октября совет директоров Импэксбанка, шесть из семи мест в котором занимают представители Raiffeisen, вынес на одобрение общего собрания акционеров этот вопрос.

“Райффайзенбанк Австрия” станет не только базой для объединенного банка. “Объединенный банк будет работать под брендом “Райффайзенбанк Австрия” – такое решение было принято материнской структурой”, – рассказал председатель правления “Райффайзенбанка Австрия” Йоханн Йонах. Прежде чем принять это решение, был проведен тщательный анализ структур обоих банков и будущей стратегии объединенного банка, делится Йонах.

Например, на Украине группа поступила иначе – купленный банк “Аваль” сохранил свой бренд, но к нему был присоединен бренд “Райффайзен”. А “Райффайзенбанк (Украина)” был продан.

Йонах объясняет, что присоединение – согласованный с российским Центробанком путь объединения двух кредитных организаций. “А с юридической точки зрения это самый разумный и эффективный путь реорганизации двух банков, тем более что подобные примеры реорганизации банков уже есть в России”, – считает он.

По словам Йонаха, бренд Импэксбанка являлся частью сделки, а присоединение будет считаться завершенным, когда в государственный реестр юрлиц будет внесена запись о прекращении деятельности Импэксбанка.

“Жалко, что с рынка уйдет бренд Импэксбанка – он уже завоевал свою популярность, – считает председатель правления “Межпромбанка плюс” Игорь Лысенко. – Но я бы поступил так же”. Когда выбирали бренд для розничного банка и проводили исследование, вспоминает Лысенко, выяснилось, что в московском и питерском регионах население больше доверяет бренду иностранных банков. “В стране “Райффайзен” известен, но вместе с тем он воспринимается как престижный бренд, а это может отпугнуть клиентов среднего класса”, – отмечает он. Но, несмотря на это, по мнению Лысенко, такой выбор единственный логически правильный в данном случае.

Объединение банков планируется завершить во второй половине 2007 г. А стратегия будущего банка пока находится в разработке, говорит Йонах. Однако уже есть понимание, что банк должен быть универсальным. В розничном бизнесе мы готовы отойти от стандартов Райффайзенбанка и обслуживать более массового клиента – граждан со средним уровнем дохода, делится Йонах. И добавляет, что аналогично и в корпоративном бизнесе: “Банк будет обслуживать не только крупные компании и предприятия среднего бизнеса, но и активнее развивать работу и финансирование малых предприятий”. Основная идея – существенно расширить условия обслуживания клиентов и продуктовый ряд, резюмировал Йонах.

Возглавлять банк будет также Йонах. Воплощать планы в жизнь ему поможет правление из шести топ-менеджеров нынешнего Райффайзенбанка и трех – Импэксбанка: Эльмиры Тихонычевой, Алексея Коровина и Павла Лысенко. С ними будут заключены стандартные контракты на три года.

Это пример сделки такого масштаба, когда приобретался не только бизнес банка, но и его команда, говорит гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. Менеджеры Импэксбанка будут помогать при необходимости разбираться в бизнесе, который купил “Райффайзен”, объясняет Матовников. Не стоит забывать, отмечает эксперт, что вместе с сотрудниками останутся и их клиентские связи.