Lada в остатке


Когда в сентябре “АвтоВАЗ” решил поднять рекомендованные цены на весь модельный ряд Lada на 4000 руб. (это 1,5–2%), кроме Niva, которая подорожала только на 1000–3000 руб., дилеры предупредили, что это вызовет кризис сбыта. На заводе объясняли это повышением себестоимости производства – ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие, но ни официально, ни неофициально не желали говорить, сколько составил этот рост в процентах. Представитель “АвтоВАЗа” успокаивал: рынок позволяет поднимать цены – в августе было продано 57 000 машин (по данным “АвтоВАЗа”, в августе 2005 г. на внутреннем рынке продано около 60 000 машин). Официальных результатов продаж за сентябрь пока нет, но, по информации дилеров, объем продаж снизился до 46 000 машин (в сентябре 2005 г. –

58 000). По словам одного дилера, снижение спроса коснулось прежде всего самых популярных моделей – “десятого” семейства и Kalina.

По оценке гендиректора Международной ассоциации дилеров “АвтоВАЗа” Сергея Целикова, товарные остатки на площадках дилеров составляют около 60 000 машин, до конца ноября их число может подняться до 75 000. Целиков считает, что рост товарных остатков связан с повышением цен, которое наложилось на сезонный спад продаж, и работой завода в субботние дни. Производство в январе – сентябре выросло на 8,3% до 569 327 автомобилей.

В I квартале 2005 г. “АвтоВАЗ” уже переживал серьезный кризис сбыта: продажи снизились на 9,7% по сравнению с I кварталом 2004 г. Тогда заводу пришлось пойти на снижение производства – в мае “АвтоВАЗ” отменил субботнюю смену и снизил годовой план с 730 000 до 700 000 автомобилей. Дилеры вспоминают, что в середине мая у них на площадках скопилось не менее 80 000 автомобилей, т. е. вдвое больше нормы в 40 000. (Эта норма была эмпирическим путем определена при предыдущем гендиректоре завода Владимире Каданникове.) Сейчас ситуация близка к прошлогодней майской, говорят участники рынка.

А продажи иномарок в России увеличились на 58% – по данным Ассоциации европейского бизнеса, за девять месяцев 2006 г. в России продано 685 759 автомобилей против 434 420 за аналогичный период 2005 г.

Официальных данных по продажам Lada в январе – сентябре пока нет.

По словам одного из дилеров, снижение продаж связано не только с сезонным осенним снижением спроса и с официальным повышением цен. Он рассказал, что кроме официального роста на 4000 руб. московские дилеры столкнулись со скрытым – в среднем еще на

10 000 руб. – на “десятки” с гидроусилителем. “Например, покупатели спрашивают Lada 21104 без гидроусилителя за 258 000 руб., но у нас есть только с гидроусилителем за 269 000”, – говорит дилер.

“Психологический порог в $10 000 за автомобиль “АвтоВАЗом” преодолен, – констатирует другой дилер, – а “десятка” в люксовой комплектации стоит и вовсе $10 500”. Китайская Chery Amulet, например, стоит в базовой комплектации (гидроусилитель руля, кондиционер) $9000, Renault Logan и Chevrolet Lanos – от $9000, Kia Spectra дороже люксовой “десятки” на $1000, Hyundai Accent – на $1500.

Управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков уверен, что “АвтоВАЗу” удастся выполнить годовой план объема продаж, несмотря на сентябрьский спад. “Реакция дилеров на рост цен осенью закономерна, – говорит он, – но пока иномарок выпускается и продается слишком мало, чтобы насытить рынок и отнять часть рынка у “АвтоВАЗа”.

Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова считает, что повышение цен экономически оправданно, поскольку затраты “АвтоВАЗа” в связи с ростом цен на комплектующие, энергоносители, зарплату растут: “АвтоВАЗ” зажат между необходимостью повысить цены и низким спросом, который не позволяет это сделать”.

По прогнозам UFG, в 2006 г. продажи “АвтоВАЗа” останутся на уровне прошлого года (648 000 автомобилей) с небольшим ростом в 1–2%. Сахнова говорит, что “АвтоВАЗ” будет терять долю рынка, поскольку для ее увеличения нужны принципиально новые модели, которых компания предложить пока не может.