Не до строительства


Городские дороги

Как сообщили в пресс-службе администрации Нижнего Новгорода, в 2006 г. на ремонт дорог города было выделено 720 млн руб. из городского бюджета (из них 407 млн руб. – на внутридомовые территории, а остальное – на ремонт уже существующих дорог и строительство новых). Еще 185 млн руб. направлено из областного и федерального бюджетов. Всего планируется отремонтировать и построить 1,616 млн кв. м дорог. В прошлом году из городского бюджета было выделено 461 млн руб., из областного и федерального – 44,9 млн руб. Всего было отремонтировано 1,159 млн кв. м.

Потребность в новых дорогах в Нижнем очень большая, говорит сотрудник пресс-службы, – на проектирование и строительство новых дорог и ремонт уже существующих ежегодно нужны миллиарды рублей, тогда как весь бюджет Нижнего Новгорода составляет всего 8 млрд руб. И выделяемые на дороги средства идут в основном на ремонт уже существующих дорог, а новых дорог строится мало. Так, в прошлом году Похвалинский съезд был расширен с трех полос до пяти за счет ликвидации трамвайных путей (на эту реконструкцию было выделено 27,5 млн руб.). Также частично расширилась ул. Коминтерна за счет строительства дополнительных объездных участков дорог (40,46 млн руб.). А строительство объездной дороги по ул. Бетанкура сделала компания Metro Cash & Carry в качестве инвестиционного вклада в развитие города, затратив на это более 50 млн руб.

По данным пресс-службы, в этом году к крупным объектам можно отнести реконструкцию проезжей части на улицах Ивлиева и Козицкого (15 млн руб.). Планируется в этом же году завершить первую очередь строительства продолжения ул. Ванеева (до Анкудиновского шоссе), дублера проспекта Гагарина, – до соединения с ул. Ларина в Приокском районе. Общая стоимость строительства первого этапа шестиполосной дороги составляет около 47 млн руб. Дорожные работы начались еще в 2004 г.

Какие дороги будут ремонтироваться в следующем году, будет определено в конце года после утверждения бюджета на строительство. По данным пресс-службы, первоочередными задачами являются строительство дороги-дублера ул. Коминтерна, развязка на ул. Ларина и на пл. Лядова. Кроме того, администрация Нижнего Новгорода и правительство Нижегородской области рассматривают возможность строительства новой объездной дороги, которая будет начинаться от Нижневолжской набережной и заканчиваться у деревни Ельня в Кстовском районе. Эта дорога должна разгрузить центр города от транзитного транспорта, двигающегося в направлении Кстова.

В планах города до 2010 г. – строительство дублера Сормовского шоссе, дублера проспекта Ленина, второй выход от Молитовского моста и расширение проезжей части Окского съезда за счет ликвидации рельсов.

Транзитные трассы

Содержанием транзитных дорог, проходящих через Нижний Новгород (направления Москва – Киров, Москва – Саранск, Москва – Казань), занимается Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области (ГУДиТХ). В пресс-службе ГУДиТХ сообщили, что в прошлом году было отремонтировано 32,8 км участков транзитных дорог, проходящих через Нижний Новгород. Строительства новых автодорог за счет областного бюджета в Нижнем Новгороде не велось. В планах на 2006 г. – отремонтировать 48 км автодорог транзитного назначения Нижнего Новгорода.

По мнению первого заместителя директора ГУДиТХ Шауката Ахметова, основными проблемами дорожной отрасли, касающимися автодорог всех уровней, в том числе и муниципальных, являются недостаточное финансирование отрасли и несовершенство законодательной базы. В частности, сейчас нет закона об автомобильных дорогах в РФ. Ранее был закон о дорожных фондах, который частично регламентировал деятельность дорожной отрасли, но в 2003 г. он был отменен. Этот закон определял, на какие цели направлялись средства дорожных фондов, и, соответственно, указывал источник финансирования. Сейчас финансирование дорог ежегодно прописывается в бюджетах, и тогда же и определяется, за счет чего будет это финансирование. “В результате нет стабильности и перспективности. И мы не можем составить план на несколько лет вперед, потому что не знаем окончательных сумм на следующий год”, – говорит Ахметов.

По его словам, основной источник финансирования дорожного хозяйства на сегодня – акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые нефтепереработчиками от стоимости реализованных нефтепродуктов. Если в 2003 г. этот налог перечислялся по месту регистрации нефтепереработчика, что было очень выгодно для Нижегородской области (на территории региона находится нефтеперерабатывающий завод “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез”), то с 2004 г. он перечисляется в федеральный бюджет с последующим перераспределением по регионам РФ. В результате Нижегородская область стала получать втрое меньше этих акцизов.

Кому осваивать новые материалы?

Учитывая резко возросшую нагрузку на нижегородские дороги, в этом году ГУДиТХ решило использовать новый материал – щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Этим материалом ремонтируется экспериментальный участок на проезде Бурнаковский. По словам Ахметова, срок гарантии такого покрытия составляет 10 лет, что вдвое превышает гарантию обычного асфальтобетона. Кроме того, у ЩМА хорошие сцепные качества колес автомашины с дорожным покрытием.

Кроме нехватки средств, другими проблемами дорожной отрасли Ахметов называет недостаточную техническую оснащенность дорожных организаций Нижегородской области, отток высококвалифицированных специалистов в другие отрасли народного хозяйства и в Московский регион.

В следующем году в бюджете Нижегородской области запланированы дополнительные доходы от повышения транспортного налога – около 500 млн руб. По словам вице-губернатора Виктора Клочая, эти средства будут направлены на реконструкцию Борского моста (мост через Волгу в сторону города Бор) и ремонт Мызинского моста (мост в Нижнем Новгороде через реку Оку).

Первый заместитель гендиректора нижегородской компании “Магистраль” (один из основных подрядчиков по строительству дорог в Нижнем Новгороде) Евгений Васильев отмечает, что технологиям, материалам и технике при дорожном строительстве в Нижегородской области лишь несколько лет назад стали уделять должное внимание. “Например, от Белоруссии мы на 25 лет отстаем”, – говорит Васильев.

Сегодняшней проблемой дорожной отрасли Васильев называет неотлаженную систему торгов по выбору подрядчиков. Если раньше при выборе подрядчика по конкурсу власти обращали внимание на наличие мощной производственной базы (в частности, наличие асфальтобетонных заводов), опыт работы (если компания не имеет опыта работы три года, то не может выиграть подряд), требовали подтверждения о доставке материалов, то после вступления в силу с 1 января 2006 г. ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” подряд получает тот, кто предложит более низкую стоимость работ. А в результате это сказывается на качестве работ. С ним соглашается другой подрядчик – гендиректор компании “Стройдор” Роман Сухов. По его словам, нагрузка на дороги Нижнего за последние несколько лет возросла в разы и выделяемых средств хватает лишь на ремонт существующих дорог. В целом рентабельность дорожных работ Васильев оценивает максимум в 5%.

А вице-президент Нижегородской ассоциации транспортников Валерий Волков считает, что выделяемые деньги тратятся не совсем правильно. В частности, администрация города проводит капитальный ремонт на тех дорогах, где достаточно просто ямочного ремонта. По его мнению, целесообразно было бы направить эти средства на расшивание узких мест на самых загруженных участках. Например, на проспекте Гагарина возле завода “Нител”, из-за которого постоянно возникает пробка на этой дороге. “В целом сейчас кардинальных решений по улучшению проезда по городу нет. Последняя транспортная развязка (пересечение дорог разных уровней) в городе была построена почти 30 лет назад, когда был запущен третий [Мызинский] мост”, – говорит Волков.

Несколько разгрузить нижегородские дороги мог бы метромост через реку Оку. Его строительство началось в мае 2001 г. Мост будет выполнять и функции автомобильного. Проект требует большого объема работ в метрополитене: необходимо вывести на поверхность земли пути Автозаводской линии и построить две новые станции – “Ярмарка” и “Горьковская”, которая в этом случае станет первой в нагорной части Нижнего Новгорода. В этом году на строительство метромоста и Автозаводской ветки метро в бюджетах всех уровней предусмотрено 1,5 млрд руб. Сейчас построено всего несколько пролетов моста. Финансирование строительства метромоста идет в основном за счет средств федерального бюджета. Всего на его достройку требуется 7–8 млрд руб.