Новая столица автопрома


Японцы не спешат

Днем рождения совершенно новой для Петербурга отрасли – автомобилестроительной – можно считать 26 апреля 2005 г. В этот день президент Toyota Motor Europe Токуичи Ураниси подписал договор о строительстве первого петербургского автосборочного производства с министром экономического развития Германом Грефом и губернатором Валентиной Матвиенко. Toyota строит в Петербурге предприятие мощностью 50 000 автомобилей в год стоимостью $150 млн, на котором с конца 2007 г. будут производится Camry. $15 млн в проект вложит ЕБРР, который получил за это 20% в компании Toyota Motor Manufacturing Russia (TMMR).

Cтройка началась в середине апреля 2006 г., рассказывает вице-президент TMMR Ичиро Чиба. Сейчас на площадке в Шушарах уже воздвигнуты скелеты производственных корпусов. Чиба обещает, что стройка закончится весной, а летом 2007 г. завод запустит оборудование, отлаживая технологический процесс автомобильной сборки. Первые Camry петербургской сборки поступят в продажу в конце 2007 – начале 2008 г., обещает вице-президент TMMR.

Петербург немного запаздывает с созданием инфраструктуры для Toyota, говорит зампред комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации Николай Асаул. Примерно месячное опоздание по строительству дорожной сети участка Toyota в Шушарах не скажется на ходе проекта, уверяет чиновник. По его словам, к началу завоза оборудования на завод город успеет построить необходимые дороги.

Nissan, пришедший вслед за Toyota, только приступает к освоению участка. Договор с Минэкономразвития президент Nissan Карлос Гон подписал на Петербургском экономическом форуме в середине июня этого года. Японская компания собирается потратить около $200 млн на завод, который будет выпускать 50 000 автомобилей трех моделей – они еще не выбраны. Завод заработает в 2009 г. “Российский автомобильный рынок меняется очень быстро. Мы определимся с моделями, пока идет строительство завода, и к лету 2008 г. выбор будет сделан”, – обещал “Ведомостям” Гон в июне, добавив, что одна из моделей точно будет внедорожником.

Земельный участок в 150 га на севере Петербурга – около будущего пересечения кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра – петербургское правительство выделило Nissan 19 сентября. Это часть будущей промзоны “Каменка”, говорит Асаул из комитета по инвестициям. Сейчас этот участок полностью занят лесом, от которого компания должна очистить землю в три этапа. По словам Асаула, первый участок земли в Каменке будет готов принять строителей уже в апреле 2007 г. и за год на нем появятся корпуса завода. Гендиректор Nissan Manufacturing Rus Фуджио Хосака подтвердил планы компании, сообщив, что на первом этапе предприятие будет выпускать 20 000 машин и только некоторое время спустя доведет производство до плановых

50 000. В Петербурге Nissan создаст автопроизводство полного цикла, включая сварку и окраску корпуса машин, рассказал Хосака. От более подробных комментариев он отказался, сославшись на то, что проект находится в самом начале.

Американцы торопятся

Самым расторопным среди западных производителей, пришедших в Петербург, оказался General Motors, который запустит свой завод мощностью 25 000 автомобилей по соседству с Toyota в Шушарах к 2009 г., но собирать внедорожник Captiva начал в городе уже в сентябре. Автогигант арендовал площади у своего старейшего петербургского дилера – компании “Лаура”. Как рассказал гендиректор “Лауры” Михаил Логутенко, несколько лет назад его компания приобрела пустующие цеха у оборонного завода “Арсенал” на правом берегу Невы, но не нашла им применения и сейчас в них развернуто производство Captiva. Как рассказал источник, близкий к GM, первые Captiva уже собраны в Петербурге в тренировочном режиме и в продажу поступят в конце октября, после презентации модели на Петербургском автомобильном салоне. После того как в Шушарах построят предприятие, временное крупноузловое сборочное производство будет ликвидировано, а оборудование GM перевезет на новый завод.

Самое первое автопроизводство в регионе возникло не в Петербурге, а в Ленинградской области, где свой завод в 2002 г. запустил Ford Motor, выпускающий сверхпопулярную модель Focus. Сейчас инвестиции в предприятие достигли $230 млн, рассказывает гендиректор “Форд Мотор Компани” Тео Штрайт. По его словам, c августа мощность завода была увеличена с 60 000 до 72 000 автомобилей в год и в 2006 г. предприятие произведет около 62 000 автомобилей. В мае компания отказалась от работы по постановлению правительства от 1998 г. о поддержке автопроизводителей и в начале августа заключила новый договор с Минэкономразвития о промсборке. “Это дает возможность нам самостоятельно решать вопрос о расширении производства, не согласовывая каждый раз квоты ввоза автокомплектов с чиновниками”, – говорит Штрайт. Правда, признает он, из-за процедуры перезаключения договора завод на некоторое время остался без комплектующих и простаивал.

Если все планы иностранных автопроизводителей реализуются, в 2010 г. в Петербурге и Ленобласти будет производиться около 225 000 автомобилей, оценивает Борис Фирсов, партнер консалтинговой фирмы Roland Berger, т. е. около 20% от всех “русских иномарок”. Таким образом, регион станет крупнейшим поставщиком иномарок на российский рынок, объем которого вырастет с 1,5 млн автомобилей в 2005 г. до 2,1 млн в 2010 г., считает Фирсов. Концентрация современных автомобильных производств в городе будет самой большой в стране, констатирует эксперт. Он объясняет это тем, что Петербург наиболее удачно расположен с точки зрения логистики – уже сейчас около 75% иномарок, продаваемых в России, импортируются через Ленинградскую область – машины ввозятся из Финляндии, куда прибывают судами из Европы, Америки и Азии.

Ожидая поставщиков

Вслед за производителями в город непременно потянутся и их традиционные поставщики комплектующих, считает Борис Лазебник, председатель совета директоров петербургской компании “Интеркос-IV”, поставщика штампованных деталей для всеволожского завода Ford. По его мнению, в России концерны вряд ли найдут большое количество поставщиков, соответствующих их стандартам качества. “С помощью российских производителей можно локализовать производства на единицы процентов. Рассчитывать на них особо не приходится”, – уверяет Лазебник.

Партнеры иностранных автоконцернов уже исследуют возможность строительства своих предприятий в Петербурге. Сейчас в городе работает только один завод Johnson’s Controls, который обеспечивает сиденьями все российские Ford Focus. Но в начале сентября в городское правительство прислала официальное письмо канадская Magna Int., рассказывает председатель комитета по инвестициям Максим Соколов. По его словам, компания попросила подыскать участок в Шушарах, рядом с Toyota и GM, а предприятие стоимостью около $50 млн будет выпускать на первом этапе пластиковые детали для автомобильных салонов, на втором – элементы кузова, а в дальней перспективе – коробки передач. В пресс-службе европейского подразделения Magna Int. подтвердили планы компании по строительству завода в Петербурге, но от подробных комментариев отказались.

Toyota рассчитывает, что ее поставщики появятся в Петербурге, и компания готова уступить часть своей площадки в Шушарах, говорит Ичиро Чиба из TMMR. Правда, пока только один поставщик – Toyota Boshoku – принял окончательное решение и разместит свое производство прямо в цехах Toyota, обеспечив все петербургские Camry сиденьями. Фуджио Хосака из Nissan говорит, что компания хотела бы превратить свою площадку в Каменке в подобие технопарка, где разместилось бы не только основное автосборочное производство, но и его поставщики.

Возможность строительства завода в Петербурге сейчас исследует крупный немецкий производитель комплектующих Brose, рассказал источник, близкий к городской администрации. В пресс-службе Brose сообщили, что пока компания не приняла решения о строительстве завода в России. Источник, знакомый с планами производителя выхлопных систем Tenneco, сказал, что руководство компании также задумалось о возможности размещения своей производственной площадки в Петербурге.

Традиционным поставщикам автоконцернов пора думать о строительстве своих предприятий в Петербурге и Ленобласти, считает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В начале октября компания собрала в Петербурге руководителей 30 компаний – традиционных поставщиков Ford. Флеминг говорит, что Ford хотел бы видеть их предприятия здесь, чтобы сократить затраты на производство автомобилей. “Постановление российского правительства о промсборке предусматривает льготный ввоз ограниченного списка комплектующих, остальные необходимо локализовать”, – говорит Флеминг. Он полагает, что сейчас для открытия российских производств глобальных производителей автокомпонентов складывается благоприятная конъюнктура: они могут поставлять продукцию всем петербургским автозаводам.

В 2005 г. российский рынок комплектующих оценивался в 900 млн евро, причем около 90% от этой суммы закупается традиционными российскими заводами, оценивает Фирсов из Roland Berger. К 2010 г. рынок вырастет до 2,7 млрд евро и более половины частей будут покупать иностранные сборщики автомобилей, полагает он. Однако Фирсов считает, что пока производители комплектующих крайне осторожно рассматривают Россию – льготы, предусмотренные постановлением о промсборке, распространяются только на автозаводы, но не на производителей компонентов. Кроме того, сейчас объемы производства иномарок не слишком велики и выпускать комплектующие к ним невыгодно, говорит Фирсов. Так, начать выпуск бамперов можно при объемах поставок не менее 125 000 комплектов в год, а сложные изделия из пластмасс, сцепления и шасси требуют объема выпуска автомобилей в 500 000 шт. в год.

Где искать рабочих?

Для запуска производств трем иностранным автоконцернам нужно найти в Петербурге около 2000 сотрудников. Ичиро Чиба из TMMR рассказывает, что его компания уже наняла 70 человек разных специальностей, которые начали учиться на европейских и японских заводах корпорации. К концу 2007 г., говорит Чиба, на предприятии должно работать около 600 человек, причем только 10 из них будут японскими топ-менеджерами, а остальных компания рассчитывает найти на месте. Это не станет большой проблемой для Toyota, уверен Чиба, – сейчас компания рассматривает около 2000 резюме.

На петербургском же заводе Nissan будут работать около 750 человек, но массовый прием сотрудников начнется только в 2008 г., ближе к запуску завода, рассказывает PR-менеджер Nissan Motor Rus Татьяна Натарова.

GM нанял около 50 работников для временного производства, сообщили в пресс-службе GM CIS, но основную массу работников предприятие будет искать в середине – конце 2008 г. На заводе будет работать около 700 человек, из которых 580 будет занято на конвейере.

Гендиректор агентства “Бизнес-линк персонал” Елена Добромыслова уверяет, что компании найдут в Петербурге достаточное количество подходящих молодых специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении, но за опытных работников автопроизводителям придется побороться. Уже сейчас несколько сотрудников среднего звена перешли из Ford в Toyota. Это подтвердил и Ичиро Чиба из TMMR. Он уверяет, что компания не ставит перед собой цели переманивать сотрудников Ford.

“Мы уверены, что подавляющее большинство наших работников лояльны компании”, – уверяет пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. Сейчас, по ее словам, на всеволожском производстве трудится около 2200 сотрудников, из которых примерно 1500 заняты непосредственно на конвейере.