ПРИЗНАНИЕ: Экономика мира


Норвежский Нобелевский комитет, по сути, признал принципиальную важность экономического развития для мира и социальной стабильности. Получило признание и представление о том, что бороться с бедностью и дискриминацией можно не только с помощью чистой благотворительности. Нобелевская премия мира впервые присуждена не политику и не правозащитнику, а экономисту – основателю банка Grameen Мухаммаду Юнусу.

Третий путь

Экономисты гордятся тем, что самый известный институт микрокредита, Grameen, был основан профессором экономики. Образование и степень Юнус получил в США в 1969 г., но вернулся на родину, в Бангладеш, чтобы преподавать экономику в родном университете. После того как Бангладеш пережила страшный голод 1974 г., молодой профессор осознал, что экономическая ортодоксия тех лет ничем не может помочь простым людям. Вместо того чтобы рассказывать студентам о красивых теориях, он начал из собственных средств выдавать микрокредиты бедным. Юнус не просто порвал с формальной экономической наукой как профессией, но и совершил интеллектуальную революцию. Это теперь институт доверия, социальный капитал и микрокредитование узаконены академической наукой. С точки зрения тогдашней экономической теории его новая деятельность была в лучшем случае чудачеством.

Идея давать деньги в долг, а не раздавать их возникла, во-первых, потому, что Юнус не был обеспеченным человеком, а помочь хотелось многим. Во-вторых, опыт борьбы с бедностью – с помощью как государственных, так и рыночных механизмов – свидетельствовал о том, что дело это безнадежное. Банковской системе микрокредиты были не нужны – крошечные суммы не оправдывали зарплат банковских менеджеров. Этот провал рыночных механизмов был настолько очевиден, что в 1960–1970-х гг. правительства многих развивающихся стран предприняли целый ряд программ социального кредитования, субсидируя или напрямую выдавая кредиты бедным семьям. Эти программы также не достигли успеха. В хорошие годы уровень невозврата кредитов зашкаливал за 50%, а в годы наводнений и засух был еще выше. Кроме того, политики, конечно, не могли удержаться от использования кредитов в партийных интересах по принципу “мы вам – кредиты, вы нам – голоса”.

Поскольку в борьбе с бедностью себя не оправдали ни рыночные принципы, ни идея всесильного доброжелательного государства, банк Grameen должен был быть чем-то третьим. Юнусу удалось придумать и реализовать ряд идей, которые не просто помогли построить жизнеспособную программу в Бангладеш, но и были растиражированы по всему миру. Сейчас Grameen и подобные ему институты обслуживают почти 20 млн бедных клиентов в Индии, Бангладеш, Индонезии, Боливии, Перу и других странах, включая Россию и США. За последние 30 лет микрокредит помог сотням миллионов людей.

Принципы микрокредита

Почему с помощью микрокредита удается добиться того, чего не могут сделать ни банки, ни государство? Основные принципы Юнуса – это небольшие суммы кредита, отсутствие залога, последовательное кредитование, кредитование групп, кредитование женщин, а не мужчин. В большинстве программ уровень возврата кредитов превышает 95%, несмотря на то что ставки достаточно высоки (15–30% годовых). Заемщики знают, что если они не вернут кредит, то они не получат его в следующий раз и им придется обращаться к ростовщикам по гораздо более высоким ставкам. Если же вернуть кредит, то можно рассчитывать и на то, что в следующий раз можно получить больше денег. Кроме того, поскольку кредиты выдаются целой группе людей, а не одному заемщику, все участники хорошо понимают, что дефолт одного из них закроет дорогу к будущим кредитам для каждого.

Подавляющее большинство заемщиков во всех институтах микрокредита – женщины. Это не только отражает предпочтения Юнуса и некоммерческих организаций, поддерживающих микрокредит. Кредитование женщин – ключевой элемент концепции, позволяющий повысить дисциплину заемщиков. Дело не столько в том, что женщины более ответственно относятся к планированию семейного бюджета. В развивающихся странах, и особенно в бедных семьях, женщины находятся в подчиненном положении. Кредит, выданный женщине, помогает защитить ее от мужа и восстановить баланс полномочий в семье. Именно поэтому женщины так ценят доступ к кредиту и так заинтересованы в его возврате.

Распространение идеи

Безусловно, Юнус не первым придумал бороться с бедностью с помощью группового кредитования. Во многом идея банка Grameen основана на опыте кредитных кооперативов в Бангладеш и Индии, которые, в свою очередь, были построены по образцу европейских кредитных кооперативов конца XIX – начала XX в. Фридрих Вильгельм Райффайзен основал первый кооператив в Германии еще в 1862 г.; позже кредитные кооперативы существовали и в Италии, и в Ирландии. Во многих развивающихся странах еще до Юнуса были распространены и своеобразные кассы взаимопомощи – общества сбережений и поочередного кредитования, которые принято обозначать термином ROSCA (Rotating Savings and Credit Association).

Почему же именно Юнус получил Нобелевскую премию? Его успех обусловлен в первую очередь талантом пропагандиста. Он потряс мировое сообщество тем, насколько малыми могут быть суммы кредитов, которые способны вытащить из бедности целые семьи. Даже сейчас средний заем Grameen составляет около $100, а первый кредит Юнус выдал на сумму $27. Для западного читателя это кажется невероятным, но для людей, живущих на $1 в день, это сумма, позволяющая сдвинуться с мертвой точки и начать свой бизнес.

Юнусу удалось убедить общественное мнение в том, что микрокредитование – один из самых эффективных, если не самый эффективный инструмент борьбы с бедностью. Микрокредиты привлекают все больше средств международных доноров и национальных правительств.

Но есть и скептики. Несмотря на все достижения банка Grameen и прочих подобных институтов, большинство из них нежизнеспособны без внешней поддержки. Относительно низкие ставки кредитования возможны благодаря субсидиям, грантам благотворительных организаций и частных лиц. Они привлекают и сбережения бедных семей по достаточно низким ставкам; опять-таки, даже низкие ставки – это существенная помощь бедным, у которых нет других возможностей уберечь сбережения от инфляции. Но и при всей этой поддержке институты микрокредита не застрахованы от системных рисков. Например, сам банк Grameen чуть не погиб вследствие страшного наводнения 1998 г., которое нанесло удар почти по всем его клиентам.

Те же программы микрокредитования, которым удается приблизиться к параметрам безубыточности, в основном кредитуют не самых бедных, а нижний средний класс. Конечно, это более выгодно банкам (большие займы покрывают накладные расходы), но не очень помогает реализовать основную миссию микрокредитования – борьбу с бедностью. До сих пор нет убедительных исследований, показывающих, что микрокредитование позволяет успешно сокращать бедность без внешней поддержки.

Тем не менее даже самые серьезные критики микрокредита соглашаются с тем, что это более эффективное средство борьбы с бедностью, чем пособия по бедности или госкредитование. Во-первых, высокий уровень возврата кредита позволяет оказать помощь многим, а не одному домохозяйству. Во-вторых, крайне важен и такой внеэкономический фактор, как чувство собственного достоинства заемщиков. В отличие от получателей пособий, клиенты банка для бедных – это все же клиенты банка, они чувствуют себя предпринимателями, хозяевами своей судьбы. Они по-настоящему вовлечены в процесс экономического развития. Чем больше таких людей, тем безопаснее современный мир. Поэтому с решением Нобелевского комитета в этом году трудно спорить.