Рецепты одни


Всемирный банк (ВБ) подготовил исследование “Административная реформа и реформа госрегулирования в России: устранение потенциальных источников коррупции”. Экономисты пытались объяснить, почему идущая уже несколько лет административная реформа не приносит ощутимых результатов. Уже сокращено количество лицензий, регламентированы процедуры проверок и инспекций, реформируется налоговое администрирование. Но исследования Всемирного экономического форума, ОЭСР, ЦЭФИР и самого ВБ показывают, что ситуация в реформируемых областях ухудшается, констатировал Тони Верхайен, специалист по госсектору ВБ. Растет коррупция при получении лицензий и разрешений (особенно в строительстве), налоговом администрировании, распределении госзаказов (количество фирм, сообщивших ВБ о высокой частоте взяток, с 2002 по 2005 г. выросло с 13% до 21%). По оценке опрошенных ВБ 599 компаний, качество госрегулирования снижается: 60% фирм считают неопределенность регулирования одной из основных проблем ведения бизнеса. В результате в России низкий уровень доверия государству, констатирует Джон Литвак, ведущий экономист ВБ по России.

Причины ВБ обнаружил в слабом нормативно-правовом регулировании. Многочисленные реформы принесут результат, когда повысится качество законодательных актов, а их подготовка будет сопровождаться широкими консультациями и независимой экспертизой. Коррупционные положения законопроектов Госдума старается исключать за счет специальной антикоррупционной экспертизы нормативных актов, сказал председатель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков. Однако пока эта экспертиза касается меньшинства законодательных актов.

Коррупция при распределении госзаказов уменьшится благодаря новому закону о госзакупках, надеется Гришанков. Но пока еще при объявлении конкурса его условия таковы, что сразу понятно, какая компания выиграет тендер, сетует Гришанков. Впрочем, и новый закон о госзакупках содержит неоправданно высокие требования к госпоставщикам, говорится в докладе: конкурсанты должны вносить залог в 5% объема госзаказа и гарантировать его исполнение, депонируя 30% начальной цены контракта.

ВБ предложил России посмотреть на опыт других стран в борьбе с коррупцией. Так, Финляндия с 1999 г. обеспечила гражданам полный доступ к нормам и правилам, которые находятся в процессе разработки. Финские чиновники с этого времени обязаны вести реестр подготавливаемых документов, а сами они публикуются в едином формате в Интернете. Мексика в 1989 г. создала специальную комиссию по совершенствованию регулирования, которая ввела единые правила для бюрократов, желающих ввести новую лицензию, разрешительную процедуру, а также стала публиковать каждую регулятивную инициативу профильных ведомств. А в Южной Корее чиновники упростили получение разрешений: система OPEN охватывает 54 госуслуги и позволяет проходить путь от заявки до разрешения в онлайновом режиме. Латвия стимулировала чиновников подключать некоммерческие организации (НКО) к законопроектной работе. Эта мера позволит снизить коррупционность законопроектов, надеется Елена Панфилова, директор российского отделения Transparency International.