ВЕКТОР


Обжегшись на вине...

В минувшую пятницу на сайте Роспотребнадзора появилось требование главного санитарного врача России Геннадия Онищенко к территориальным подразделениям усилить контроль за алкогольной продукцией, поставляемой с Украины. Или, выражаясь казенным языком, “осуществить мониторинг соответствия поставляемой из Украины продукции установленным требованиям”. При проверках будет определяться происхождение сырья, используемого при производстве продукции, технологические возможности предприятий и соответствие продукции требованиям безопасности. И тут же представители российского алкогольного бизнеса, обжегшиеся на молдавском и грузинском винах, начали дуть на горилку. Мол, понятно, что проверяют факты возможного реэкспорта вин из мятежных республик (особенно Молдавии) через территорию Украины. Но в письме ведь указано на производителей алкоголя, а это уже серьезно – это не только 12,8 млн дал импортированного украинского вина, это более 100 млн дал водки и горилки. Правда, компании “Немирофф”, “Союз-Виктан” и прочие производители украинского крепкого сохраняют спокойствие. Ибо в том же письме Онищенко говорится, что особое внимание региональным санитарам следует обратить на “производителей и поставщиков, ранее не работавших на российском рынке”.

Но в нашей стране может быть все. Запрет на грузинскую и молдавскую продукцию начинался с письма об усилении проверки любого импортного алкоголя.

Компромисс по-корейски

Корейская Hyundai Motor давно ищет площадку для строительства собственного завода в России. Впрочем, она может и вовсе отказаться от этих планов. Несколько месяцев по рынку циркулируют слухи, будто Hyundai намерена купить завод “Уздэуавто”. В минувшую пятницу Hyundai объявила, что изучает возможность приобретения “бывшего завода Daewoo Motor в Республике Узбекистан с целью укрепить бизнес в России и СНГ”. Компания оговаривается, что пока никаких решений не принято, и обещает уведомить о своем решении до апреля 2007 г. Покупка “Уздэуавто”, мощность которого составляет 200 000 автомобилей в год, могла бы удачно вписаться в стратегию Hyundai. В России на ТагАЗе собираются легковые автомобили, а в Ростове – грузовики.

Hyundai стремится стать одним из ведущих автопроизводителей в мире, поэтому укрепление позиций на одном из самых быстро растущих рынков для нее критически важно. Ford и Renault уже обзавелись заводами в России, скоро к ним присоединятся Toyota, Nissan и Volkswagen. Покупка “Уздэуавто” позволит Hyundai в прямом смысле зайти в тыл конкурентам. Строительство собственного производства займет много времени, да к тому же потребует инвестиций в сотни миллионов долларов. Приобретение “Уздэуавто” позволит сэкономить компании и время, и деньги. А поставлять оттуда машины в Россию выгодно – они не облагаются пошлинами.

Не должны возражать против сделки и власти Узбекистана. После банкротства Daewoo Motor перспективы “Уздэуавто” туманны. Во-первых, оно собирает устаревшие Daewoo Nexia и Daewoo Matiz. А во-вторых, новому владельцу Daewoo Motor – General Motors рано или поздно может надоесть снабжать предприятие комплектами для сборки конкурирующей с Chevrolet Spark модели. Год назад менеджерам “Уздэуавто” удалось пролонгировать контракт на поставку комплектующих, но в будущем удача от них может и отвернуться.

Торгуем всем

Сеть сотовых салонов “Цифроград”, входящая в первую десятку крупнейших российских дистрибуторов сотовых телефонов, объявила о расширении торгового ассортимента. Помимо сотовых трубок и аксессуаров к ним, mp3-плейеров и фото- и видеокамер в салонах появятся также компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры и другая оргтехника. Пока, правда, в порядке эксперимента – на первых порах ассортимент расширен всего в нескольких региональных магазинах, в частности в Иркутске, Иванове, Новомосковске, Мичуринске. Хотя, если эксперимент окажется успешным и выручка магазинов начнет расти, ничто не мешает “Цифрограду” расширить его рамки. “Цифроград” задумался о расширении ассортимента далеко не первым из дистрибуторов. Еще летом 2004 г. второй по величине российский продавец сотовых телефонов “Связной” запустил проект “Связной 3” – магазины, где можно печатать цифровые фотографии, загружать мобильные игры, звонки и картинки, а также приобрести помимо телефонов mp3-плейеры, цифровые фотоаппараты, мини-компьютеры и др. В тех же целях планирует использовать недавно купленную региональную сеть салонов “Ультра” компания “Евросеть”. Действия дистрибуторов логичны – рынок сотовых телефонов в России замедляет темпы роста. В этом году, по оценкам IDC, трубок впервые будет продано меньше, чем год назад, – примерно на 8,5%.