Лучше бы утонули


Шесть молодых и довольных жизнью людей (три пары, причем одна супружеская, да еще с грудным ребенком), отправляются покататься на шикарной парусной яхте. Погода великолепная, настроение чудесное, немножко выпили, и всем хочется купаться. Четверо прыгают за борт. Остаются младенец, его мать Эми, которая боится воды, и хозяин судна сердцеед Дэн. Чтобы избавить Эми от фобии (результат детской травмы), Дэн подхватывает ее на руки и шутки ради прыгает в воду. Штука в том, что трап опустить он не догадался. А борта его яхты слишком высоки, чтобы без посторонней помощи забраться на палубу. И вот шесть человек болтаются в воде и не понимают, что делать.

Ситуация, с одной стороны, нелепая, а с другой – возможная и провоцирует активное обсуждение в зрительном зале – что же надо предпринять. Ухватиться за борт не получается, никаких веревок или скоб нет. Попробовали зацепиться за флаг на корме – порвался. Связали веревку из имевшейся одежки – лопнула. Пассажиры пролетевшей мимо моторной яхты не поняли, что купающиеся просят помощи. Подружка Дэна закатывает истерики. Потихоньку все ожесточаются. Младенец плачет.

Вся эта трагикомическая суета заставляет немного поерзать в кресле и довольно долго кажется правдоподобной, но натяжки этой коллизии обнаруживаются быстро. Попробуйте, например, отыскать яхту без трапов, веревок, выступов, помогающих вылезти из воды. Съемочная группа убила массу времени на поиски такой посудины. С удачей ее, конечно, надо поздравить: яхта – самый сильный персонаж фильма, гордая и неприступная красавица, сбросившая с себя глупых человечков и невозмутимо покачивающаяся на волнах.

Но главное – немецкий режиссер Ханс Хорн, придумавший свой “Дрейф” под влиянием очень похожего американского фильма “Открытое море” трехгодичной давности, провалил финал. Хорн, знающий, что малобюджетное ($130 000) “Открытое море” заработало в США $30,5 млн, рассчитывал на успех в американском прокате. Поэтому, видимо, в немецкой картине все герои американцы, а действие происходит в Мексиканском заливе.

Правда, “Открытое море” смотрелось как независимое кино про беспомощность цивилизованного человека в простейшей ситуации. У режиссера Криса Кентиса, внимательно проследившего, как будут умирать два аквалангиста, оказавшихся по нелепой случайности посреди моря, получилась серьезная шокирующая драма. “Дрейф” же не столько про драму, сколько про подвиг. Типичная голливудская история о том, что выживает тот, кто кажется самым слабым.

Именно желание угодить Голливуду испортило финал “Дрейфа”. То ли Хорн наивно убежден, что хеппи-энд коммерчески привлекательнее, то ли ему просто не хватило духу уморить всех, включая младенца. Хотя логика сюжета требовала именно этого. Тогда если не художественная сила, то хотя бы сила факта держала бы картину на плаву. А так ее топят чрезмерная сентиментальность и уверенность, что бог не фраер, последние станут первыми и спасутся.