Мигранты не вредны


Расширение Европейского союза в 2004 г. нарушило равновесие европейского рынка труда, констатирует ВБ в ежеквартальном докладе об экономической ситуации в восьми новых членах Евросоюза (Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония). Старые члены ЕС оценили преимущества относительно дешевой рабочей силы, а новые столкнулись с возросшим притоком капитала, пишет ВБ. По данным немецкой миграционной службы, еще в 1993 г. в стране было всего около 174 000 сезонных рабочих, а в 2004 г. – 333 500, при этом 85,9% – из Польши.

Но страх западноевропейских стран перед массовым притоком рабочих оказался необоснованным, констатирует ВБ. По данным Еврокомиссии, в 2005 г. больше всего иностранных рабочих было в Германии и Австрии (более 10%), но лишь малая их часть (1,4% и 0,7% соответственно) приезжают из новых стран – членов ЕС. А подавляющее большинство приезжает из Азии. Кроме того, иммигранты дополняют, а не замещают национальную рабочую силу, которая перемещается на высокооплачиваемую работу. Приток мигрантов обеспечивает экономический рост.

В странах Балтии и Польше стала заметной нехватка специалистов – молодых, образованных людей, с опытом работы и перспективой карьеры, – после расширения ЕС уехавших на Запад, констатирует ВБ. С 1994 по 2004 г. число польских мигрантов в возрасте 15–24 лет выросло с 2% до 20%, а мигрантов в возрасте 25–36 лет – с 25% до 34%. Страны – экспортеры рабочей силы извлекают выгоду из увеличившихся денежных переводов мигрантов, но им в свою очередь приходится привлекать чернорабочих из Азии, считает Вячеслав Домбровский, научный сотрудник The Baltic International Centre for Economic Policy Studies (Латвия). Нехватка квалифицированных рабочих, особенно в небольших странах Балтии, где отток трудовых ресурсов наиболее ощутим, приводит к росту расходов на труд и усиливает инфляцию, что может замедлить рост экономики, опасается ВБ. К тому же бремя по пенсионному обеспечению стариков ложится на меньшее число рабочих. Впрочем, Домбровский говорит, что большая часть мигрантов – низкоквалифицированные рабочие или безработные. Чтобы минимизировать негативные последствия, ВБ советует правительствам Восточной Европы стимулировать трудовую подвижность внутри страны, снизить налоги на труд и соцпособия.

Не все принимающие страны обеспечивают мигрантам равные условия конкуренции с местным населением, сетует ВБ. “В Финляндии эстонские врачи и медсестры свободно конкурируют с местным медперсоналом, но в англоязычных странах, где приток рабочей силы больше (например, в Ирландии), приезжим не дают возможности занять рабочие места, даже если они их достойны”, – говорит Элли Хеккела, научный сотрудник University of Turku (Финляндия).

К 2030 г. приток рабочих сил сократится с нынешних 335 000 человек в год примерно до 100 000, прогнозирует ВБ: “Нет никакой причины ожидать дальнейшей волны миграции”.