Продажи музыки падают


По данным Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI), выручка компаний, издающих музыкальные записи, сократилась за первые шесть месяцев на 4% до $8,4 млрд, а совокупные доходы продавцов – на те же 4% до $13,7 млрд. В прошлом году падение составило 3%. Особенно заметно спад проявился в сегменте записей на физических носителях, в том числе на компакт-дисках: за полгода объемы продаж снизились на 10%, а за весь прошлый год – на 6,7%. Важной причиной, повлиявшей на снижение популярности CD, стало повсеместное распространение пиратских дисков, а также рост популярности файлообменных сетей. Вдобавок у потребителей появилась удобная альтернатива музыке на физических носителях – онлайновые службы, позволяющие загружать не весь альбом, а отдельные понравившиеся записи.

На рынке легальных цифровых записей объемы продаж, напротив, продолжают расти ускоренными темпами. В первом полугодии таких записей было продано на $945 млн – это на 106% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля цифровой продукции на музыкальном рынке за шесть месяцев удвоилась до 11%. В США продажи цифровой музыки увеличились на 84%, а ее доля в общих продажах аудиозаписей достигла 18%.

Некоторые из лидеров звукозаписывающей отрасли надеялись, что быстрый рост популярности цифровых форматов поможет этим компаниям компенсировать спад в сегменте физических носителей. “Обнадеживает то, что в большинстве случаев страны с наиболее быстрым ростом продаж цифровой музыки показывают и наибольший рост общих доходов [от продажи музыки], – заявлял в марте председатель IFPI Джон Кеннеди. – В Японии рост в цифровом сегменте уже компенсировал сокращение продаж физических носителей. Думаю, на других рынках будет то же самое”.

Но теперь крупнейшие издатели музыкальных записей вынуждены искать новые способы продажи. Universal Music запустила в странах Европы новый вариант упаковки дисков и трехуровневую схему ценообразования. Другие корпорации продают компакт-диски и DVD с бесплатными дополнениями, стремясь, чтобы диски остались привлекательными на фоне цифровой музыки, доступной в магазине Apple iTunes и на других подобных сайтах. А Warner Music, Universal и Sony BMG стремятся получить максимальную коммерческую отдачу от принадлежащих им коллекций музыкальных видеоклипов. Они заключили партнерские соглашения с компанией YouTube, чей сайт предназначен для обмена видеоматериалами. Звукозаписывающие компании предоставляют на этот сайт свои клипы, получая взамен отчисления установленного размера и долю выручки от сопутствующей рекламы.

В последние годы представители звукозаписывающей отрасли выиграли несколько судебных дел против музыкальных пиратов. Тем не менее в прошлом году через Интернет было нелегально распространено около 20 млрд записей – это в 40 раз больше количества загрузок музыкальных файлов, совершенных легально. (FT, 12.10.2006, Александр Силонов)