Свободные деньги Востока


Россию UNCTAD считает не развитым и не развивающимся рынком, а переходной экономикой, поэтому учитывает наши компании отдельно. “Лукойл” с $7,8 млрд иностранных активов мог бы стать десятым в списке ТНК развивающихся стран, “Норильский никель” ($1,4 млрд) – 62-м, “Новошип” и “Русал” попали бы в сотню. Зарубежные активы “Газпрома” экономистам ООН узнать не удалось.

В сотню крупнейших транснациональных корпораций мира вошли пять ТНК из развивающихся стран (год назад их было четыре): Hutchison Whampoa (Гонконг, 17-е место, $67,6 млрд активов), Petronas (59-е место, Малайзия, $22,6 млрд), сингапурский телекоммуникационный холдинг Singtel, корейская Samsung Electronics и китайская CITIC Group.

Во главе списка, как и год назад, General Electric ($448,9 млрд), Vodafone Group ($247,9 млрд) и Ford ($179,9 млрд).

ТНК из развивающихся стран пока относительно малы – 100 крупнейших из отдельного списка UNCTAD по размеру иностранных активов меньше одной General Electric. Но иностранные активы первой сотни в 2004 г. выросли на 18,4%, продажи – на 13,5%, а 100 крупнейших ТНК развивающихся стран растут куда быстрее: иностранные активы прибавили 35,5%, продажи – 58,2%.

Доля ТНК в мировом ВВП повысилась с 7% в 1990 г. до 10% в 2005 г. и будет расти и дальше, уверен экономист HSBC Филипп Пул.

В России работают 54 из 100 крупнейших компаний мира (в Китае – 66, в Бразилии – 81, в США – 92). Из ТНК развивающихся стран в США работает всего 50, второй по популярности Гонконг – 34 компании.

В сотне крупнейших ТНК из развивающихся стран доминируют компании из Юго-Восточной Азии: там их 77, а занимается большинство из них (18) выпуском электроники. В регионе идет крайне быстрая индустриализация, и ТНК активно приобретают конкурентов в Европе и США. По данным Dealogic, в 2005 г. компании из развивающихся стран купили американских и западноевропейских компаний на $56 млрд, объем покупок в Европе вырос за год вдвое, а в США – втрое. Китайский производитель электроники TCL купил бизнес по производству телевизоров французской Thomson, Lenovo стала третьим по величине производителем персональных компьютеров в мире, купив подразделение IBM за $1,25 млрд, а к тайваньской BenQ перешел бизнес Siemens по производству мобильных телефонов.

Скупка компаний – самый простой для китайцев способ купить долю рынка, объясняет Дуглас Портер из канадской инвестиционной компании BMO Capital Markets.

“ТНК из развивающихся стран рыщут по свету в поисках ресурсов”, – объясняет еще одну причину роста их иностранных активов Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research. Китайские нефтекомпании получили доли в месторождениях в Алжире, Анголе, Нигерии, Судане.

В Россию Китай до 2020 г. инвестирует не менее $12 млрд, обещает председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев.

Китай активно выходит на западные рынки моды, автомобилестроения, электроники, конкурируя уже не только по цене, но и по качеству, добавляет Кристофер Лен, научный сотрудник The Central Asia-Caucasus Institute.

Китай не только инвестирует, но и пытается заработать за рубежом и у него начало получаться, соглашается Себастьян Берсик из European Institute for Asian Studies.

Большинство крупных российских компаний покупают иностранные активы, но только немногие из них смогут стать глобальными игроками, хотя в регионе они доминируют, считает UNCTAD.

В России тенденция активной скупки иностранных компаний только зарождается, утешает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов: “Мы в шоколаде только последние два года”. До этого ресурсы для экспансии были только у нефтяников, но у них и внутри страны много неосвоенных месторождений, требующих инвестиций, заключает он.