ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: Три пути


В предыдущей статье (“Ведомости” от 10.10.2006, стр. А4) речь шла о необходимости выработки стратегии постиндустриального рывка. Проведя краткий анализ факторов, влияющих на развитие России, мы пришли к выводу, что развитие институтов и проведение институциональных реформ – важнейший приоритет для нашей страны.

Но не менее важный фактор сокращения разрыва с развитыми странами – сохранение высоких темпов экономического роста. За последний год появились новые инструменты стимулирования, которые не были характерны для первых 15 лет посткоммунистического развития России.

Новый инструментарий – особые экономические зоны, инвестиционный фонд и концессии – позволяет государству более активно участвовать в осуществлении инвестиционных проектов. Это сильнодействующие средства, но также и довольно рискованные. Они могут стать важнейшим фактором социально-экономического рывка, но при неосторожном обращении приведут к деградации политико-правовых условий хозяйствования.

Кроме того, политика стимулирования экономического роста и выдвижение самого роста на первый план несет в себе и серьезные риски. Опасность состоит в увлечении чисто количественными параметрами в ущерб структурным сдвигам и качеству роста. Среди сценариев социально-экономического развития России, обсуждавшихся на протяжении последних двух лет, был и такой, который решал задачу удвоения ВВП путем резкого наращивания производства в сырьевом секторе, причем в значительной мере за счет государственных инвестиций.

Энергетическая сверхдержава

Считается, что обилие природных ресурсов – преимущество России. Проблема только в том, что мы никак не можем правильно ими воспользоваться. Между тем нефтяная рента – один из самых серьезных рисков.

“Голландская болезнь” приведет к росту реального курса рубля и снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Импортозамещение становится практически невозможным, и страна оказывается в сильной зависимости от колебания цен на товары своего экспорта. Тем самым импорт товаров становится выгоднее импорта капитала (технологий), а с удорожанием рубля требуется все больше иностранного капитала для решения тех же инвестиционных задач.

Кроме того, при энергетическом сценарии произойдет дестимулирование структурных сдвигов и спроса на качественное образование, а генерируемый природными ресурсами приток финансовых средств окажет разлагающее влияние на политическую систему страны.

Существует множество примеров, начиная с Испании XVI в. Ни одна страна не могла совершить рывок, основываясь на нефти, газе или драгоценных металлах (за исключением некоторых абсолютных монархий).

Тем не менее при разработке рывка нельзя не учитывать ТЭК, и, опираясь на современное состояние институтов и противоречивые социально-экономические и политические тенденции развития российского общества, можно выделить три качественных сценария развития страны:

– австралийский путь, предполагающий диверсификацию экономики, изначально имевшей сырьевую направленность, при сохранении политических институтов современного западного общества;

– мексиканский путь – рыночная экономика с доминированием нефтяного сектора, хотя и при значительной диверсификации;

– нигерийско-венесуэльский путь – экономика, основанная на нефти при малой диверсификации и слабых политических институтах.

Названия моделей условны – при любом развитии событий модель все равно будет российской. Ни в Австралию, ни в Мексику, ни тем более в Нигерию Россия все равно не превратится. Однако эти определения позволяют выделить некоторые существенные обстоятельства развития и особенности итогового состояния, которые важно принимать во внимание при осуществлении текущей экономической политики.

Австралийская модель

Австралия богата природными ресурсами, но смогла осуществить диверсификацию экономики и адаптировать значительный поток мигрантов. Экспорт природных ресурсов в Японию и страны Юго-Восточной Азии дал значительные ресурсы, которые были использованы для диверсификации внутреннего производства и формирования современной постиндустриальной экономики.

В российском случае это означает высокие или умеренные темпы роста (ВВП и особенно среднедушевого ВВП), обеспечивающие сближение уровня развития с наиболее развитыми странами; преодоление ситуации, когда основной поток иностранных инвестиций направляется в ТЭК. Его доля остается высокой в экспорте, но постепенно снижается во внутреннем производстве. В зависимости от конъюнктуры цен на энергоресурсы платежный баланс по текущим операциям или близок к нулю, или становится пассивным, что связано с высокой активностью иностранных инвесторов.

Проводится консервативная бюджетная политика при ограничении бюджетной нагрузки на экономику, так чтобы доля бюджета в ВВП была ниже, чем в наиболее развитых странах. Укрепление рубля продолжится, но будет компенсироваться повышением производительности труда. Инфляция составляет не более 3% в год.

При осуществлении реформ повышенное внимание уделяется состоянию политических институтов и повышению эффективности социальной сферы (реформирование образования и здравоохранения). Именно в развитии этих секторов – ключ к продвижению по этому пути.

Развитие политических и социальных институтов ориентируется на стандарты современной демократии. Условия для деятельности бизнеса сходны с развитыми странами, но в ряде аспектов более благоприятны (например, более мягкое трудовое законодательство). Судебная система независима от любых форм давления. Проводится активная политика по борьбе с коррупцией.

При таком пути вероятно постепенное формирование единого экономического пространства с ЕС, снятие тарифных и нетарифных барьеров и создание общего рынка.

Это наименее инерционная модель. Для ее достижения необходима активная государственная политика по институциональному строительству, реструктуризации всего бюджетного сектора экономики и повышению эффективности бюджетных расходов.

Мексиканская модель

Эта модель предполагает обеспечение высоких темпов экономического роста за счет развития ТЭКа и связанных с ним отраслей. Здесь естественны высокие темпы роста, а при устойчиво высоких ценах на нефть темпы экономического роста и инвестиционная активность могут существенно превышать темпы роста предыдущей модели.

Высокими являются и прямые иностранные инвестиции, однако они концентрируются преимущественно в ТЭКе и некоторых других секторах экономики.

Из-за слабой диверсификации доля ТЭКа остается доминирующей в экспорте и высокой в структуре ВВП. Особенно сложной проблемой становится импортозамещение из-за снижения конкурентоспособности ряда отраслей внутреннего производства в результате “голландской болезни”.

Торговый баланс является устойчиво активным. Платежный баланс по текущим операциям – активным с постепенным снижением. Это не будет создавать серьезных проблем, если не произойдет значимого изменения роли ТЭКа в мировой экономике.

Высока вероятность значительного усиления роли государства в экономике. Государство будет вкладывать средства в развитие инфраструктуры – как общего характера, так и по транспортировке ТЭКа, создавать институты поддержки частных инвестиций, а также, вероятно, осуществлять прямые инвестиции в отрасли экономики, малопривлекательные для частного бизнеса. Механизм частно-государственного партнерства как способ совмещения инвестиционной деятельности государства и бизнеса станет при таком сценарии ключевым.

Снижение конкурентоспособности части внутреннего производства будет укреплять позиции сторонников протекционизма. Отдельные секторы национальной экономики (прежде всего сельское хозяйство и пищевая промышленность, некоторые отрасли машиностроения) будут закрываться для иностранной конкуренции. Это, в свою очередь, обернется дальнейшим снижением конкурентоспособности этих секторов.

Экономическая активность государства будет наталкиваться на объективные препятствия политико-административного характера. Ключевой проблемой роста экономической эффективности будет способность или неспособность страны значительно улучшить качество институтов государственной власти, включая административную и судебную системы.

Социальные отрасли будут оставаться в неосоветском состоянии и не смогут стать источником социально-экономического рывка, но наличие финансовых ресурсов позволит поддерживать в этих секторах status quo, не вызывая значимого социального протеста.

Эта модель остается уязвимой для шоков внутреннего и внешнего характера. Ее устойчивость связана с сохранением благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры. Падение цен на нефть на сколько-нибудь продолжительное время приведет к началу тяжелого, возможно даже системного кризиса. Высоки риски повторения сценария развития СССР.

Кроме того, такая модель закроет возможность постиндустриального рывка – это связано с отказом от решительной модернизации отраслей социальной сферы.

Вместе с тем если высокие цены на нефть будут удерживаться на протяжении длительного времени (примерно совпадающем с периодом данного прогноза), то сам по себе экономический прогресс будет подталкивать к улучшению политических институтов, осуществлению дальнейшей демократизации, преодолению коррупции.

Нигерийская модель

Происходит консервация экономической и социальной ситуации при доминировании механизмов инерционного развития. Темпы роста полностью зависят от состояния мирового рынка энергоресурсов, являющихся источником валютных поступлений для решения всех остальных задач. Можно предположить, что при прочих равных темпы роста в среднесрочной перспективе должны будут снижаться даже при неизменно высоких ценах на экспортные товары, поскольку по мере укрепления сырьевой экономики (и притока нефтедолларов) будут снижаться качество экономической политики и общий уровень эффективности экономики.

При таком сценарии вероятно укрепление авторитарных тенденций: ТЭК хорошо поддается централизации и концентрации в одних руках, что будет создавать базу для авторитарного режима. Наличие мощных финансовых ресурсов, не связанных с ростом производительности труда, позволяет строить систему власти, не интересующейся мнением налогоплательщика.

Вторая тенденция – усиление популизма в экономической политике. Наличие дешевых финансовых ресурсов позволяет покупать политическую поддержку за счет бюджетных вливаний и экзотических экспериментов над экономикой.

В этих условиях важнейшим фактором поддержания экономического роста высокими или хотя бы умеренными темпами становятся государственные инвестиции. Иностранные инвесторы относятся к стране весьма скептически и вкладывают свои средства почти исключительно в ТЭК.

Это приведет к ухудшению платежного баланса по текущим операциям, а также постепенному ухудшению финансовой и денежной политики. Бюджетный дефицит (как источник госинвестиций) становится фактором подстегивания экономического роста, что, однако, ухудшает общую экономическую ситуацию в стране.

Разворачивается классическая модель макроэкономики популизма, хорошо известная по опыту многих латиноамериканских стран. Их опыт показал крайнюю опасность такой политики даже применительно к индустриальной фазе развития. Почти никто таким способом не смог решить задачу сокращения разрыва с наиболее развитыми государствами, а некоторые резко увеличили свое отставание (Аргентина в ХХ в.). После непродолжительного периода экономического роста (да и то не везде) следовал тяжелейший экономический и политический кризис.