Народный Wi-Fi


В прошлом году Golden Telecom пересмотрел стратегию на рынке интернет-доступа. Раньше компания делала упор на развитие коммутируемого доступа (dial-up), но в 2005 г. ее доходы от этих услуг снизились на 2% до $44,5 млн. Поэтому оператор решил сосредоточиться на активном развитии широкополосного доступа, а начал со строительства в Москве беспроводной сети по технологии Wi-Fi, включающей 5000 точек доступа (хот-спотов).

Планировалось, что строительство столичной Wi-Fi-сети будет завершено до конца этого года. Но вчера на пресс-конференции главный управляющий GT Жан-Пьер Вандромм объявил, что компания не только построила необходимое количество точек доступа, но даже перевыполнила план. Уже сейчас в Москве работает более 5200 хот-спотов GT, охватывающих практически всю территорию внутри Третьего транспортного кольца. Пока связь работает в тестовом режиме и ею можно пользоваться бесплатно. В январе, когда количество точек доступа превысит 6000, компания обещает запустить сеть в коммерческую эксплуатацию.

По словам Вандромма, инвестиции в строительство Wi-Fi-сети составили $10 млн, а срок окупаемости проекта он оценивает в три-четыре года. В первую очередь, говорит Вандромм, GT будет ориентироваться на обслуживание квартирных абонентов, причем цены будут “примерно на уровне тарифов “Стрима”. “Однако если у ADSL (технология интернет-доступа, используемая “Стримом”. – “Ведомости”) сейчас средняя скорость доступа – 256 Кбит/с, то у нас – 2 Мбит/с”, – подчеркивает Вандромм. Он считает, что ежемесячный доход с одного абонента (ARPU) Wi-Fi-сети не превысит $50.

По оценкам аналитической компании J’son & Partners, количество московских квартир, подключенных к Интернету, по итогам первого полугодия 2006 г. составляло 1,3 млн. Из них 800 000 было оснащено широкополосным соединением. Широкополосный доступ – один из самых быстро растущих сегментов столичного телекоммуникационного рынка, объем этого сегмента в течение 2006 г. вырастет на 40% до $180 млн, замечает директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Вандромм прогнозирует, что к 2010–2011 гг. в столице будет 2–2,5 млн интернет-пользователей, а услугами Wi-Fi-сети GT будут пользоваться 300 000–400 000 человек.

“Набрать столько абонентов за три-четыре года сложно, но реально”, – считает старший вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. По его мнению, часть абонентов GT может “отбить” у “Стрима”. Впрочем, в “МТУ-Интел”, оказывающем услуги интернет-доступа и платного ТВ под торговой маркой “Стрим”, к планам GT отнеслись со скепсисом. “Чтобы за три года подключить в Москве 300 000 абонентов широкополосного доступа, провайдеру нужно расти примерно таким же темпом, как “Стрим”, который набрал 300 000 пользователей через 2,5 года после запуска”, – говорит пресс-секретарь “МТУ-Интела” Евгений Рябовол. Но, подчеркивает он, “Стрим” начинал работать на практически свободном рынке, когда безлимитного доступа в Интернет не было вовсе, а цены на высокоскоростной доступ в Интернет превышали $100 в месяц.

По мнению Овчинникова, GT сможет набрать 300 000–400 000 абонентов, только если его ARPU не будет превышать $20. “Иначе услуги будут слишком дороги для массового рынка и компания сможет рассчитывать только на роль оператора для бизнес-абонентов”, – объясняет аналитик. Кроме того, он сомневается, что GT сможет постоянно обеспечивать скорость доступа на уровне 2 Мбит/с. “У беспроводной технологии есть свои особенности: при прохождении сигнала через стены могут возникать помехи, также скорость может падать, если на одну точку доступа приходится много абонентов”, – говорит Овчинников.