Прибыльность РЖД растет


Доходы РЖД от грузовых перевозок составили в 2005 г. 584,7 млрд руб., а операционная прибыль – 206,7 млрд руб., указала копания в своем отчете по МСФО за 2005 г. Получается, что операционная рентабельность этого сегмента составила 35,4%, увеличившись за год на 10%.

Такой эффективности могут позавидовать даже некоторые металлурги и нефтяники. Магнитка закончила 2005 год с 28%-ной рентабельностью, “Новатэк” – с 63%-ной, но годом ранее у него получились те же, что и у РЖД, 34%. Из частных железнодорожных компаний показатели по МСФО публикует только “Трансгарант”. В 2005 г. его операционная рентабельность составила лишь 21%. С сопоставимыми показателями работает и большинство западных перевозчиков. У американской CSX Corporation рентабельность по операционной прибыли составила в 2005 г. 18%, а у ее конкурента Burlington Northern – 22,5%.

Российские операторы жалуются, что их нельзя сравнивать с РЖД. Ведь фактически все они работают в нашей стране как экспедиторы, предоставляя свой парк в аренду. Везет же грузы РЖД – у нее локомотивы и все операторы платят ей тариф за локомотивную тягу вместе с платой за инфраструктуру, рассуждает замгендиректора питерской компании “Евросиб” Михаил Свердлов. А операторы оставляют у себя лишь так называемую вагонную составляющую, которая в среднем редко превышает 12–15% от гостарифа. Впрочем, у РЖД и расходы выше, парирует старший вице-президент компании Федор Андреев. Затраты на ремонт той же инфраструктуры включены не только в общие расходы РЖД, но и распределены пропорционально между сегментами. А значит, учтены и в расходах грузового сегмента, заключает он. Правда, и у CSX Corporation, и у Burlington Northern есть своя инфраструктура: в США сразу несколько перевозчиков владеют сетью железных дорог каждый в своем регионе. Но их рентабельность все равно ниже, чем у РЖД. Объяснить это Андреев затруднился.

В 2007 г. для РЖД все поменяется, уверены ее конкуренты. Почти весь грузовой бизнес РЖД намерена передать новой “дочке” – Грузовой компании. Ей достанется около 80% грузового парка РЖД – 531 000 вагонов. В прогнозе РЖД значится, что ее операционная рентабельность будет не ниже, чем сегодня у грузового бизнеса самой монополии, отмечает Андреев. Но конкуренты полагают, что она сравняется по эффективности с ними. Операционная рентабельность уже выделенных грузовых операторов РЖД – “Трансконтейнер” и “Рефсервис” – пока остается для всех секретом. Но большинство частных операторов уверены, что эффективнее их Грузовая компания работать вряд ли будет. Масштабы здесь серьезно не помогут, считает заместитель гендиректора “Трансгаранта” Николай Фалин. Первые два-три года Грузовая компания будет пользоваться тем, что ей достался готовый парк и не надо тратиться на лизинговые платежи, воспользуется и “административным” ресурсом материнской компании, а значит, сможет работать эффективнее остальных, уточняет председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. На этот период ее рентабельность действительно будет немного выше частников, но затем она сравняется с остальными, полагает Паршина.