Тата вместо Абрамовича


Информация о переговорах Corus Group и Tata Steel появилась около двух недель назад. Вчера ее впервые официально подтвердила Corus, распространив сообщение о том, что Tata Steel предлагает 4,04 млрд фунтов ($7,57 млрд) за 100% ее акций. Вся сумма предлагается деньгами, уточнил представитель Corus Дэвид Джексон. Он не смог сказать, как отнесся менеджмент Corus к предложению Tata и когда оно может быть рассмотрено. Он лишь заметил, что изучать эту сделку для Corus будут Credit Suisse, HSBC и Аlberts. Получить комментарии Tata Steel не удалось. На прошлой неделе индийская газета Economic Times со ссылкой на источники, близкие к переговорам, сообщила, что они близки к завершению. По информации газеты, $3,5 млрд на эту сделку Tata выделит из собственных средств, а остальное для нее привлекут банки. Консультантами Tata выступают Standard Chartered Bank, ABN Amro и Deutsche Bank.

Corus – самая популярная иностранная компания среди российских металлургов. В 2003 г. ее акционером стал совладелец “Металлоинвеста” Алишер Усманов. К апрелю 2004 г. он стал одним из крупнейших акционеров Corus, собрав 13,4%. Но менеджмент компании не допустил Усманова к участию в управлении Corus, и в 2005 г. Усманов продал свой пакет, заработав более $300 млн. Позже покупкой Corus интересовались и “Северсталь”, и НЛМК, и “Евраз”. А когда летом этого года Роман Абрамович и его партнеры приобрели 41% акций “Евраза”, участники рынка стали ждать от него дальнейших покупок в отрасли. Самой популярной версией было приобретение Абрамовичем Corus.

В “Северстали” и НЛМК от комментариев по поводу Corus отказались. “Евраз” публично подтверждал свой интерес к компании. В понедельник финансовый директор “Евраза” Павел Татьянин объяснил, что “Евраз” не увидел существенных выгод от сделки, а высокая цена на акции Corus “не прибавляет ей привлекательности”. “Поперхнуться можно, какие там тяжелые проблемы надо решать” – так в беседе с “Ведомостями” недавно охарактеризовал Corus один из российских металлургических магнатов.

Но амбициозный владелец Tata Steel – 68-летний Ратан Тата рассуждает иначе. “Думайте масштабно, действуйте уверенно – это позволит Индии стать другой страной”, – приводит девиз Таты The Wall Street Journal. Он лично контролирует работу над проектом по покупке Corus, и если сделка состоится, то этот индус станет по-настоящему глобальной фигурой на мировом рынке стали. Объединенная компания будет выпускать около 23 млн т стали в год, тогда как российская “Северсталь” вместе с иностранными активами в прошлом году выпустила чуть более 16 млн т стали.

Так же агрессивно скупает металлургические активы другой индус – Лакшми Миттал. Последним его приобретением стала крупнейшая компания отрасли – европейская Arcelor.

Очень дорогая сделка может серьезно снизить рентабельность Tata Steel, отмечает аналитик банка “Траст” Александр Якубов. Рентабельность Тata Steel по EBITDA в прошлом году составила 30%, а Corus – менее 10%, напоминает эксперт. Деньги на покупку Corus нашлись бы у любой из компаний “большой тройки”, замечает аналитик: капитализация Corus в $8 млрд сопоставима со стоимостью “Евраза”, НЛМК и “Северстали”. Но именно низкая рентабельность, по мнению Якубова, отпугнула российских покупателей. НЛМК, например, собирается купить итальянскую Duferco (см. статью на этой странице). Ведь рентабельность отечественных металлургов в прошлом году колебалась в пределах 25–47%.