Технологии и телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Круглосуточный сервис


Интерес к интернет-банкингу со стороны физлиц растет, отмечают банкиры. Клиенты ценят возможность распоряжаться своими деньгами 24 часа в сутки и без выходных, рассуждает Шаплавский. По его оценке, число частных клиентов, которые пользуются услугами интернет-банкинга, ежегодно растет на 10–15%. В 2005 г. количество пользователей интернет-банкингом Промсвязьбанка увеличилось более чем в два раза, а в первом полугодии 2006 г. рост составил около 20–25%. По данным пресс-службы Ситибанка, более 60% клиентов пользуются Citibank Online. В систему Raiffeisen Connect ежедневно заходит около 15 000 пользователей, осуществляющих около 500 активных операций, говорит представитель пресс-службы Райффайзенбанка.

Банковское обслуживание для физических лиц через Интернет появилось четыре-пять лет назад. “В 2003 г. такая услуга считалась экзотикой, а сейчас это необходимость”, – уверен Александр Шаплавский, директор по развитию процессинговой компании “Рукард”. А гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников объясняет внедрение систем интернет-банкинга возросшей конкуренцией на банковском рынке.

По данным компании “Бифит”, разработавшей систему для электронного банкинга iBank 2, затраты банка на итоговый проект на базе программы iBank 2 могут обойтись для небольшого проекта в $2500–3000. А стоимость проектов в многофилиальных банках часто превышает $500 000. Услуги технической поддержки, по словам представителя пресс-службы “Бифит”, обходятся в 20% в год от стоимости системы. В стоимость услуг также входит и криптографическая защита, учитывая нарастающий интерес к банковской системе интернет-взломщиков, добавляет один из петербургских банкиров.

По словам представителя пресс-службы компании “Бифит”, число покупателей iBank 2 выросло в 2006 г. на 23%. На 1 сентября 2006 г. система iBank 2 внедрена в 387 российских банках и обслуживает более 135 000 корпоративных и более 82 000 частных клиентов.

По данным R-Style Softlab, в 2005 г. системы интернет-банкинга использовали около 48% банков России, в 2006 г. – 67%. Старший вице-президент и директор по развитию бизнеса Diasoft Александр Генцис оценивает темпы роста рынка разработки систем для интернет-банкинга в 20–25% в год. Доход Diasoft, разрабатывающей системы банковской автоматизации, в прошлом году составил, по его словам, $24,5 млн, а в этом году ожидается его увеличение на 30%.

Больше 80% рынка контролируют разработчики софта, говорится в исследовании агентства CNews Analytics. По количеству внедрений ведущие позиции занимают компании Diasoft и R-Style Softlab, которые вместе занимают около 45% всего рынка. Конкуренция на рынке очень острая, ведь количество банков ограничено, говорит представитель пресс-службы “Бифит”.

По данным CNews Analytics, на собственные разработки банков приходится 12% рынка. Предправления банка “Кредит Москва” Михаил Фрид говорит, что ПО для интернет-банкинга пишут штатные программисты банка. “Эти программы не являются откровением. Их могут написать и наши сотрудники. В этом случае затраты сводятся к зарплате программистов, которая составляет несколько тысяч долларов в месяц”, – рассказывает он.

Определенную стабильность рынку придает и политика ЦБ, говорит Генцис. Отечественные банки почти всегда пользуются российскими разработками, потому что функции западных программ не поддерживают требования, предъявляемые банкам ЦБ. Сменить систему непросто, для этого придется переучивать персонал, утверждает Генцис.

У рынка хорошие перспективы. Зампред правления Абсолют-банка Олег Скворцов считает, что многие банки еще недооценивают роль интернет-технологий, а это направление будущего. Такого же мнения придерживается и Матовников. По его словам, рынок не заполнен даже наполовину. По словам Матовникова, отдельные услуги предлагаются на сайтах многих банков, но лишь примерно у десяти московских банков внедрен полноценный интернет-банкинг для физических лиц. Матовников объясняет такой низкий уровень проникновения высоких технологий стоимостью софта. Затраты в

$500 000 не так велики, но сроки окупаемости могут растянуться до 10 лет, объясняет эксперт.

Петербургский социальный коммерческий банк (ПСКБ) приобрел систему интернет-банкинга за $200 000, рассказал председатель совета директоров банка Владимир Прибыткин. Для среднего банка это не так уж дорого, считает он. Генеральный управляющий петербургского филиала ММБ Александр Конышков замечает, что интернет-банкинг не приносит банкам дополнительных доходов. “Скорее это попытка разгрузить допофисы и создать дополнительный канал [продажи]”, – считает Конышков. Наличие высокотехнологичных услуг положительно влияет на имидж банка, добавляет он.

Заместитель гендиректора R-Style Softlab Галина Киперварг говорит, что, по прогнозам западных исследователей, через 15–20 лет филиальные сети банков начнут активно сокращаться, а им на смену придет обслуживание клиентов через глобальную сеть. Впрочем, Россию эта тенденция затронет лет через 40. “У нас в самом разгаре лишь строительство филиальных сетей, что было характерно для западных рынков примерно 20 лет назад”, – считает она.