Wal-Mart все ближе


“Wal-Mart проявляет интерес к компаниям по всему миру, включая нашу, – цитирует Bloomberg председателя совета директоров Koc Holding Рами Коча. – Наши люди ведут переговоры с ними”. Если переговоры завершатся успешно, то Wal-Mart станет совладельцем сети “Рамстор”, более четверти выручки которой обеспечивает российское подразделение. О том, что покупка произойдет “в течение двух лет”, “Ведомостям” рассказывал и топ-менеджер “Рамэнки” (владеет “Рамсторами” в России). “Никаких официальных заявлений сделано не было”, – сообщила вчера менеджер по связям с общественностью Migros Аху Башкут Альянак. А представитель Wal-Mart Эми Уайатт ответила, что компания “не комментирует рыночные слухи”.

Впрочем, “Рамсторы” еще не считаются проданными, и за них готовы побороться другие ритейлеры. Сотрудник Х5 Retail Group (ранее – Pyaterochka Holding; владеет сетями “Пятерочка” и “Перекресток”) рассказывал “Ведомостям”, что в начале сентября Koc Holding принимал от крупнейших мировых ритейлеров заявки с оценкой Migros. По его словам, Koc собирался выяснить, сколько готовы заплатить за актив потенциальные покупатели, “хотя решение о продаже еще не принято”. Собеседник “Ведомостей” уточнил, что заявку подавала и “Альфа-групп”, которую “Рамсторы” в Турции интересуют даже больше российских магазинов этой сети.

О переговорах с “Рамэнкой” весной рассказывал представитель “Седьмого континента”. Правда, гендиректор Migros Азиз Булгу в интервью “Ведомостям” в июне заявил об отсутствии каких-либо договоренностей с “Семеркой”. Другие российские ритейлеры и независимые аналитики полагают, что за “Рамсторы” в России могут торговаться французские сети Auchan или Carrefour.

Вчера капитализация Migros на Стамбульской фондовой бирже составляла $1,93 млрд. То есть рыночная оценка 51%-ного пакета, принадлежащего Koc Holding, близка к $984 млрд. Для Wal-Mart такая сумма не является заоблачной – вчера компания объявила о планах приобрести китайскую сеть магазинов Trust-Mart за $1 млрд. У “Альфа-групп” тоже есть опыт сделок подобной величины на розничном рынке – контроль над “Пятерочкой” стоил ей $951 млн, по экспертным оценкам.

О планах начать операции в России Wal-Mart впервые заявила в июне прошлого года. Тогда гендиректор Wal-Mart Stores Ли Скотт сообщил в интервью Financial Times, что сеть собирается расширять бизнес в Центральной и Восточной Европе, в том числе в Польше, Венгрии и России. Наиболее приемлемой стратегией на новых рынках стало бы приобретение действующих компаний, отметил Скотт. Покупка местного бизнеса – обычная практика Wal-Mart. Она приобретает миноритарный пакет местной компании и затем наращивает его. Например, в прошлом году Wal-Mart приобрела треть сети супермаркетов Central American Retail Holding у голландской Ahold, а в этом году увеличила пакет до 51%. А в Японии Wal-Mart с 2002 г. скупала акции находящейся в сложном положении сети супермаркетов Seiyu, а через два года довела размер пакета до контрольного. Создание Wal-Mart de Mexico началось с покупки сети Cifra. Приобретения в других странах необходимы Wal-Mart, потому что на родине ее рост замедляется. Сейчас примерно две трети магазинов сети работают в США, остальные – в Канаде, странах Южной Америки, Европы и Азии. Но не везде Wal-Mart выдерживает конкуренцию с местными сетями. Так, в мае этого года ритейлеру пришлось уйти из Южной Кореи, а в июле продать 85 магазинов в Германии. (Использованы материалы WSJ.)