$10 000 за бренд


МТТ решил предоставить своим региональным агентам квазифраншизу, рассказал вчера гендиректор оператора Константин Солодухин. Каждый из них заплатит МТТ $10 000 за право работы под брендом оператора (в эту сумму входит и плата за обучение сотрудников партнера), $15 000 за лицензию на использование его биллинга и еще $2000 за организацию операторского места. Кроме того, партнерам придется потратиться на открытие офисов МТТ. Общие затраты каждого из них Солодухин оценивает примерно в $100 000. Партнерам предстоит заключать договоры с абонентами и выставлять им счета в обмен на 10–15% местной выручки МТТ, рассказал Солодухин. В каждом из регионов МТТ выберет по одному партнеру: это может быть не только телекоммуникационная компания, но и, например, торговая сеть или банк, главное – чтобы партнер имел опыт работы с массовым клиентом.

В ближайшие три-четыре месяца МТТ намерен заключить договоры с партнерами в 27 регионах, говорит Солодухин. Схема квазифраншизы позволит МТТ сэкономить 20–25% на маркетинговых расходах в регионах, надеется он: тратиться придется лишь на рекламу и вознаграждение партнеров.

Схема, которую намерен внедрить МТТ, позволяет быстро начать продажу услуг в регионах, соглашается ведущий аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. Обратная сторона медали – невозможность жестко контролировать деятельность франчайзи, что погубило несколько подобных проектов: например, “Дока Пицца” была вынуждена свернуть деятельность из-за того, что ее франчайзи не соблюдали норм соглашения, вспоминает она. Но с этой проблемой можно справиться, если проверять партнеров, считает аналитик.

На базе франчайзи построена сеть салонов сотовой связи Divizion. За полтора года с момента запуска франчайзингового проекта компания открыла столько же салонов, сколько один из участников первой пятерки крупнейших сотовых дистрибуторов страны с конца 1990-х гг., отмечает управляющий партнер Divizion Павел Караулов. Но на рынке дальней связи такая схема может обернуться провалом, предупреждает он. Одно дело, когда франчайзи предлагает ограниченный спектр услуг, дополняющих услуги оператора, и другое – когда он строит полномасштабный бизнес, объясняет Караулов. Крупным сетям работать под франшизой МТТ нет смысла – на это согласятся разве что мелкие операторы, считает представитель одной из розничных сетей по продаже услуг сотовой связи. Председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин признался, что даже не знает МТТ.

“Ростелеком” стремится контролировать качество услуг в каждом регионе, поэтому создает собственные центры продаж – до конца года их будет 44, а всего планируется около 90, рассказывает директор по связям с общественностью и инвесторами этой компании Антон Клименко. При этом в Москве “Ростелеком” традиционно работает с абонентами напрямую. Но и от агентской схемы он не отказывается – ведь построить офисы продаж в одночасье по всей стране невозможно, добавляет Клименко. Лицензии на дальнюю связь получили и еще несколько компаний, в том числе Golden Telecom. Его президент Александр Виноградов передал “Ведомостям”, что его компания пока разрабатывает маркетинговую схему выхода на рынок. В тех регионах, где у нее уже имеются офисы продаж, она планирует продавать услуги дальней связи напрямую, а в других – через агентов. Смогут ли агенты пользоваться брендом Golden Telecom, по словам Виноградова, пока не решено.