Победа в трех партиях


В докладе “Корректируя партийную политику. Управляемая демократия в действии” начальник аналитического управления “Ренессанс Капитала” Роланд Нэш и аналитик Тимоти Брентон предупреждают: в оставшееся до президентских выборов 2008 г. время России угрожает политическая нестабильность. Чтобы не допустить ее, Кремль, считают аналитики, еще до парламентских выборов 2007 г. выстроит многопартийную систему.

В обществе появились силы, на запрос которых ЕР ответить не может в силу аморфности, пишут Нэш и Брентон: во-первых, в стране сильны националистические настроения, которые в том числе генерируются Кремлем, а во-вторых, заявляет о себе средний класс, недовольный провалом реформ образования и здравоохранения в условиях растущего стабфонда.

Обе эти группы лояльны президенту, но до выборов могут уйти в оппозицию, чего Кремль допустить никак не может, объясняют Брентон и Нэш и вспоминают о “Родине”, заработавшей на националистических лозунгах 9% на предыдущих думских выборах, но затем принужденной пойти в объятия Российской партии жизни – из-за излишней самостоятельности Дмитрия Рогозина.

После погромов в Кондопоге Кремль прекрасно осознает существование сильных националистических настроений, но, обжегшись на “Родине”, будет выдавливать всех, кто попытается посягнуть на этот электорат, считает Юрий Коргунюк из фонда “Индем” и продолжает: националисты – самая неуправляемая часть политического спектра, с ними сложно вести диалог и ЕР для этого вообще не подходит – там нет людей масштаба Рогозина.

Но оппозиция нужна: по данным ВЦИОМ, ее важность как противовеса власти признают 64% россиян, в то же время 56% считают действующую оппозицию слабой.

Альянс “Родины”, РПЖ и Партии пенсионеров – первый шаг кремлевского партстроительства, пишут аналитики, а вторым может стать выделение в отдельную партструктуру части ЕР. Третья партия власти будет использовать идею национализма, программно заменив “Родину”, привлечет патриотически настроенный коммунистический электорат и сторонников более мелких структур и сохранит поддержку части прежних избирателей ЕР. Она, разумеется, останется лояльна президенту, но уйдет в оппозицию ЕР.

Замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин сообщает, что доля национал-патриотического электората в России выросла за 10–15 лет с 25–35% до 35-40%, но эта ниша пока остается уделом маргинальных партий. Если на нее сделает ставку общенациональная партия, она сузит себе электоральную базу.

Русский вопрос для части ЕР действительно актуален. В июне партия провела по всей стране Дни русской политической культуры. Перед слушателями выступили кинорежиссер Андрей Кончаловский (на тему “Русская политическая мысль”), глава отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Кирилл, члены Общественной палаты и сотрудники администрации президента. Они говорили, что русскую политическую культуру формируют принципы нравственности и духовности при сильной госвласти и развитых институтах гражданского общества. Вторая серия акции стартует в конце октября.

В программе ЕР, которую примут на съезде 2 декабря, может появиться тезис о защите русского народа как государствообразующего. Не исключено, что тезис будет выдвинут в качестве одной из частей партийной программы, говорит член президиума генсовета “Единой России” Андрей Исаев и выражает надежду, что его поддержат все. Исаев отрицает националистическую окраску этого лозунга, трактуя термин “русский народ” как собирательный. Замдиректора Института общественного проектирования Михаил Рогожников считает, что именно Исаев может возглавить третью партию, но она будет не националистическая, скорее левая.

У тезисов Исаева есть противники внутри ЕР, говорит источник в партии, но они предпочитают себя не афишировать. До сих пор в официальном проекте программы говорится лишь о традициях российской цивилизации и ни слова – о “государствообразующей русской нации”.

Лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов считает, что ЕР давно играет на патриотическом поле и попробует воспользоваться растущим инстинктом самосохранения народа. “Россия молодая” или “Молодая гвардия” как раз и были попытками ЕР создать более радикальную партию, уверен Белов.