Впервые на экранах


Прокатчики лирической комедии “Жара”, нового фильма создателей “9 роты”, нарушили негласное правило отечественного кинопроката – не назначать показ двух российских картин на одно время. Комедия режиссера Резо Гигинейшвили выйдет в прокат в новогодние каникулы, так же как и “Волкодав” – первый российский фильм в жанре фэнтези и претендент на звание самой дорогой отечественной кинокартины. “Это прецедент, – констатирует Роман Исаев, директор по прокату “Каро-Премьер”, одной из крупнейших российских прокатных компаний, – обычно большие российские фильмы прокатчики старались разводить по разным датам”. “Для рынка это новая ступень в развитии”, – добавляет режиссер и продюсер Валерий Тодоровский.

Как рассказал “Ведомостям” продюсер “Жары” Федор Бондарчук, производство картины обошлось в $1,65 млн, а в ее рекламу будет вложено $2,5 млн. Большую часть средств на съемки и выпуск картины выделил телеканал СТС, но были привлечены и заемные средства, объясняет президент “СТС Медиа” и сопродюсер “Жары” Александр Роднянский. Производит фильм компания Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского Art Pictures, а прокатом займется компания “Гемини/20 Век Фокс СНГ”, работавшая с “9 ротой”. По словам Роднянского, “Жара” выйдет более чем на 600 копиях. Это будет рекордом рынка: предыдущий принадлежал “Дневному дозору”, вышедшему на 589 копиях. Однако создатель и прокатчик “Волкодава” – компания “Централ Партнершип” (ЦПШ) также обещает выпустить свой фильм не менее чем на 600 копиях. По данным ЦПШ, затраты на картину составят до $20 млн, из которых $6–7 млн будет потрачено на рекламу фильма. При этом Роднянский утверждает, что создатели “Жары” уже “вышли в ноль”, продав права на выпуск фильма на DVD. У “Волкодава” же многое будет зависеть от кинопроката. “Мы уверены, что фильм станет одним из самых больших кассовых хитов”, – говорит генеральный директор ЦПШ Рубен Дишдишян.

“Волкодав” и “Жара” будут конкурентами, несмотря на несоизмеримые бюджеты и разные жанры, уверяет топ-менеджер крупной прокатной структуры. Хотя в период новогодних каникул на экраны выйдет еще восемь голливудских картин, ни одна из них не сможет соперничать с российскими лентами ни по количеству копий, ни по маркетинговому бюджету. “Рекламный бюджет голливудского фильма в России – от $100 000 до $1 млн”, – уточняет собеседник “Ведомостей”.

“Одновременно появившись в прокате, фильмы будут отбирать друг у друга зрителей и кассу”, – констатирует продюсер “Антикиллера” Владимир Кильбург. “Недоберет и тот, и другой фильм”, – соглашается Исаев из “Каро-Премьер”. По мнению продюсера Сергея Члиянца, картины могут недобрать 15–25% от предполагаемой кассы. Представитель крупной прокатной компании, попросивший не называть его имени, предполагает, что оба фильма недополучат около 35% сборов. Участники рынка объясняют это недостаточным развитием кинотеатральной инфраструктуры. По данным “Невафильм”, почти 54% из 575 российских кинотеатров – однозальные. Они не смогут одновременно “поставить” оба фильма и им придется выбирать, говорит Исаев. Если же “Жара” и “Волкодав” выйдут объявленным числом копий, непонятно, как они будут расписаны по экранам и многозальных кинотеатров, добавляет директор по прокату UIP Руслан Татаринцев: сейчас в российских кинотеатрах около 1100 современных экранов. Кроме того, как отмечает Кильбург, российские зрители в среднем ходят в кино реже одного раза в месяц и поэтому вряд ли посмотрят оба фильма в новогодние праздники. Примеры, когда одновременный выход картин снижал общие сборы, в России уже не редкость, правда, пока они касались голливудской продукции. Так, в декабре 2005 г. в кинотеатрах одновременно начался показ очередной части саги о Гарри Поттере, фильмов “Кинг-Конг” и “Хроники Нарнии”. В результате ни одна из этих картин, вопреки ожиданиям прокатчиков, не собрала в России больше $10 млн, говорит Влад Калабин из журнала “Кинобизнес сегодня”.

Сами создатели “Волкодава” и “Жары” ничего плохого в здоровой конкуренции не видят и считают опасения участников рынка преувеличенными. “Мы не заставляем зрителей выбирать – мы предлагаем им посмотреть две разные картины”, – объясняет Федор Бондарчук. И добавляет: “Надо привыкать бороться за свою аудиторию”. Дишдишян из ЦПШ также сохраняет спокойствие. “На Новый год всегда выходит много разных фильмов, но это проблемы фильмов-конкурентов, а не наши”, – уверен он. Роднянский полагает, что российский кинорынок созрел для здоровой конкуренции. По-мнению продюсера Сергея Сельянова, конкуренция уже давно началась. “Идет борьба за каждого зрителя”, – говорит он. Однако Кильбург считает, что сталкивать в прокате два отечественных фильма пока рано. Российское кино ведет жесткую конкуренцию с Голливудом и добавлять проблем ему не стоит, объясняет продюсер. По данным журнала “Кинобизнес сегодня”, в 2005 г. 62 российских фильма собрали в отечественном прокате $94 млн, а остальные 320 иностранных – $220 млн. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, в 2006 г. в России будет продано 135 млн билетов в кино, а кассовые сборы составят порядка $382 млн.