“АвтоВАЗ” поехал за двумя зайцами

Magna разработает Lada 2116 (на фото), а Renault удешевит Kalina/ М. Стулов

“Тянуть дальше некуда. Если “АвтоВАЗ” вскоре не запустит новую модель, то к 2010 г. может потерять рынок”, – признался вчера “Ведомостям” один из топ-менеджеров предприятия. Чтобы этого не произошло, уже в ноябре “АвтоВАЗ” надеется договориться с канадской Magna о совместной разработке платформы на базе прототипа Lada 2116 (“Проект С”), рассказали два источника в руководстве завода. Этот автомобиль “АвтоВАЗ” впервые представил на Московском автосалоне в августе. Цель “АвтоВАЗа” – запустить эту модель в продажу уже в 2009 г. Стоимость автомобиля, выпускать который планируется в кузовах седан, универсал и хетчбэк, не должна превысить $12 000, говорит один из собеседников “Ведомостей”.

Кроме того, “АвтоВАЗ” обсуждает с Magna возможность совместного строительства нового завода в Тольятти мощностью 220 000 машин в год с перспективой расширения производства до 450 000 машин, говорит источник на “АвтоВАЗе”. Построить такое предприятие, по словам другого собеседника, предложила сама Magna. Собирать на новом заводе планируется Lada 2116. А если объем производства будет недостаточен, то свободные мощности можно загрузить сборкой иномарок, представленных в более высоком ценовом сегменте. У Magna Steyr уже есть такой опыт: она собирает машины под брендами BMW, Mercedes, Saab, Jeep, Chrysler.

Впрочем, и сам проект, и возможные доли партнеров – пока предмет обсуждения, уверяет он. Не исключено, что “АвтоВАЗ” единолично построит завод и будет его 100%-ным собственником или расширит существующее производство. В любом случае для предприятия важнее привлечь Magna для разработки новой модели, говорит топ-менеджер “АвтоВАЗа”.

Одновременно “АвтоВАЗ” обсуждает с Renault возможность организации на мощностях по выпуску Lada Kalina модели Logan. Эти машины – прямые конкуренты. Цена Logan начинается от $9000, Kalina – от $9500. Но сворачивать выпуск Kalina в угоду французам “АвтоВАЗ” не собирается. Renault берется расширить мощность конвейера Kalina с 220 000 машин в год до 300 000 с тем, чтобы на появившихся мощностях собирать 80 000 Logan в год, утверждают два источника на “АвтоВАЗе”. В свою очередь “АвтоВАЗ” настаивает на том, чтобы Renault взял на себя обязательства по доработке Kalina. “У Renault есть отличные технологии, и они знают, как сделать Kalina дешевле”, – говорит собеседник. По его подсчетам, Renault способна помочь снизить цену Kalina до $7500–8000. Таким образом, эти автомобили перестанут конкурировать друг с другом. В Renault и Magna лишь подтверждают факт переговоров с “АвтоВАЗом”, отказываясь обсуждать их детали.

Руководство “АвтоВАЗа” идет в правильном направлении, уверена аналитик “Атона” Татьяна Капустина: “Если волшебники из Renault действительно смогут снизить цену на Kalina, то для “АвтоВАЗа” эта сделка будет настоящим прорывом”. А исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин считает, что “АвтоВАЗу” необходим партнер для разработки нового автомобиля. Magna – наилучший кандидат для предприятия. “У нас нет комплектующих для создания качественного автомобиля, а Magna их обеспечит”, – уверен он.

Но независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук не верит во французские чудеса. Он сомневается, что Renault сможет удешевить Kalina на 15–20%. По мнению эксперта, “АвтоВАЗу” стоило соглашаться на летнее предложение французов продать им блокирующий пакет акций или привлечь в инвесторы Nissan, взяв с него обязательство помочь в разработке новых моделей. А если “АвтоВАЗ” согласится на нынешнее предложение Renault, то все кончится тем, что французы потихоньку отвоюют производственные мощности у “АвтоВАЗа” и начнут теснить автогигант на российском рынке.