Гимнастика для глаз


Задумай подобную выставку в каком-нибудь Музее Гуггенхайма, о ней трубили бы за полгода до открытия. В Москве она тоже может рассчитывать на успех: во-первых, в таких объемах фотографии Родченко у нас еще не показывали, во-вторых, на фоне разгула глянца его работы производят тот ошеломляющий эффект, на который они и были рассчитаны, появившись в середине 20-х. Запад от Родченко давно под впечатлением: большая его выставка прошла в нью-йоркском Музее современного искусства еще в 1998 году, она же и канонизировала Родченко как авангардиста, ставшего заложником сталинского режима.

Московская ретроспектива, похоже, расставит другие акценты. Компанией «Интеррос» издан роскошный альбом «Александр Родченко. Фотография – искусство». Уточняющее название наводит на некоторые размышления: мы-то думали, что авангардистам фотография представлялась одним из средств пропаганды и переустройства мира. Но еще до всяких интерпретаций мы оказываемся лицом к лицу с родченковскими пионерами, спортсменами, красноармейцами, строителями Беломорканала, с его матерью, женой, друзьями. Вместе с объективом Родченко наш взор будет метаться сверху вниз и снизу вверх, следовать за странными ракурсами и перевернутыми перспективами – неплохая тренировка для глаз.

Небольшие выставки Родченко украшали чуть ли не все фотобиеннале и фестивали «Мода и стиль в фотографии». Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова выдавала его тематическими порциями: «Спорт», «Москва», «Стильные люди», «Цирк», «Зима», «Пикториализм». В результате мы представляем творческий путь художника, но сам он, кажется, не очень-то дорожил хронологией.

У списка важнейших фотографических циклов, составленного Александром Родченко в 1935 году, своя логика. На первом месте «серия городских этюдов, снятых с верхней точки и в ракурсах». Затем репортажи: Москва, Беломорканал, другие стройки, лесозаготовки, пейзажи, спорт. Последний пункт – «работа над разрешением портрета»: Маяковский, Кулешов, Довженко, мать, пионеры. То есть свой путь Родченко описывает так, как если бы был заброшен на Землю с фотоаппаратом откуда-то извне. Сначала идут странноватые виды сверху, когда прохожие кажутся точками орнамента; им вторят непривычные виды снизу – такое ощущение, будто здания и памятники заваливаются прямо на зрителя. Затем репортажи. И вдруг анатомически беспощадные, выразительные портреты советских людей.

По словам Ольги Свибловой, курирующей выставку в Манеже, «Родченко – романтик, несмотря на стальную, жесткую стилистику его фотографий, из которой, кстати, вышел весь современный хай-тек... Все это выросло из ужасно романтического мальчика, из веры, что все в жизни можно переустроить. Родченко писал сказки для своей любимой жены Варвары, а первыми его фотографиями были портреты матери, жены, друзей. На выставке хотелось бы подчеркнуть этот личный пафос, без которого не было бы большого художника».

1–29 ноября, «Александр Родченко. Фотография», Манеж, Манежная пл., 1, тел. 298 16 60