“Маяк” позвал немцев
Пензенский бумажный комбинат “Маяк” и немецкая компания Technocell Dekor создали в начале августа 2006 г. совместное предприятие “Маяк-Техноцелл” по выпуску бумаги – основы для производства мебельной плиты по немецкой технологии. Свою долю в СП “Маяк” не раскрыл, но, как рассказал коммерческий директор “Маяка” Александр Стяшков, комбинат владеет контрольным пакетом. Он внес площади, на которых разместится оборудование, и одну имеющуюся у него бумагоделательную машину, а Technocell – свыше 30 млн евро. Деньги зарубежных партнеров пойдут на завершение строительства нового цеха, начатое около года назад. На новом предприятии будет установлена бумагоделательная машина (БДМ) производительностью 25 000 т бумаги в год и объемом выпуска товарной продукции 1,8 млрд руб. в год.
Как вчера сообщил “Ведомостям” Стяшков, договор на закупку новой БДМ СП подписало с компанией Papcel в начале октября. Машина заработает в начале 2008 г. По данным “Бумпром.ру”, ширина ее составит 2,3 м, проектная скорость – до 800 м/мин, плотность бумаги – в диапазоне 40–110 г/кв. м. На предприятии впервые в России станут выпускать бумагу – основу для облицовки плит формата 2,8 х 2,07 м: популярный в Европе типоразмер находит все большее распространение и на отечественном рынке. На заводе будет использоваться новая технология, разработанная совместно со специалистами из Европы. Сейчас “Маяк” на четырех машинах производит в год около 37 000 т писчепечатных и специальных сортов бумаги, а также крафт-бумаги.
“Маяк-Техноцелл” создан для того, чтобы заменить импортную бумагу компании Technocell российской, говорит Стяшков. По его оценке, в настоящее время 46% спроса бумаги – основы для мебельной плиты в стране удовлетворяет “Маяк”, а 54% ввозится по импорту. Объем потребления ее в России – около 28 000 т в год. Сейчас рынок в России растет на несколько процентов в год, но через год-два в компании прогнозируют его рост в 1,5–2 раза в связи с увеличением производства мебели, говорит Стяшков. Основными покупателями бумаги являются крупнейшие производители мебели – “Шатура”, “Дятьково” и др. В пресс-релизе Technocell сказано, что компания “рассчитывает как на российский, так и на остальной постсоветский рынок”.
Производители ламинированной ДСП уверены, что продукция нового СП найдет рынок сбыта.
По словам представителя компании “Кроностар” Алексея Бесчастного, сейчас “Кроностар” закупает пропитанную бумагу (готовое сырье для производства ламината) в Польше на заводе Kronopol, входящем в международный холдинг Swiss Krono Group. По его словам, сейчас на российском рынке много импортной бумаги: Interprint, Schatt-Deсor, Greif. Он сомневается, что через год-два рынок вырастет “в разы”, но уверен, что новое СП может рассчитывать на 20%-ный рост рынка. “Рынок бумаги-основы в России растет на 10% в год, – говорит Бесчастнов, – но с учетом импортозамещения можно рассчитывать и на большее”.
С ним согласен Сергей Бирюков, гендиректор мебельной компании “Союзглавбум”. Technocell Dekor сможет снизить себестоимость бумаги как минимум на 30%, добавил он. Новое СП позволит прийти на российский рынок новым производителям мебели, если его продукция будет доступна.
Сейчас большая часть продаваемого в России ламината производится за границей, говорит Андрей Назаров, ведущий аналитик “Илим Палп”. Качественной бумаги-основы, способной удовлетворить зарубежных производителей, в России не выпускается и, если “Маяк-Техноцелл” сумеет наладить ее стабильный выпуск, спрос на нее будет, полагает он.