Сказки дервишей


Кто бы мог подумать, что в числе самых популярных певцов конца ХХ века в компании оперных теноров и рок-музыкантов окажется пакистанский исполнитель духовных песнопений Нусрат Фатех Али Хан? В основе его песен стихи Джалаледдина Руми, персидского поэта XIII века, в которых зашифровано учение суфиев. Эти исламские мистики стремились достичь религиозного экстаза в том числе и посредством музыки. Танец «вертящихся дервишей» – одного из суфийских «орденов» – давно стал туристической достопримечательностью в Турции и некоторых других странах, а исполнители суфийских песнопений записываются на самых престижных лейблах мировой музыки.

Таджик Давлатманд Холов тоже поет на стихи Руми, Хафиза и своего средневекового земляка Хамедани из таджикского городка Куляб. Ведь и в советское время суфийское музыкальное искусство ухитрялись изучать и практиковать, правда, не говоря ни слова о духовной его основе (точно так же церковные сочинения Баха исполняли, заменив в текстах слово «Бог» на «Он», так что духовные арии превращались чуть ли не в романсы).

Как удалось суфийским традициям выжить в течение семидесяти лет советского атеизма? Ответ на этот вопрос в самом искусстве Давлатманда Холова. Несмотря на академическое консерваторское образование, он сохранил верность жанру таджикской традиционной музыки фалак. Аккомпанемент сведен к минимуму – это струнный инструмент сетор и барабан-таблак, а энергетика исполнения такова, что сразу становится понятно, как это дервиши могут часами без остановки вертеться в своем мистическом танце.

25 октября, Давлатманд Холов и его ансамбль «Давлатманд», культурный центр «Дом», Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4, тел. 953 72 36