Вместо хартии


Сегодня в финском городе Лахти пройдет неофициальный саммит Евросоюза, организованный нынешним председателем ЕС – Финляндией, в котором примет участие президент Владимир Путин. Ключевой темой саммита станет обсуждение энергетического сотрудничества России и ЕС.

“На долю России уже приходится порядка 25% нефти и газа, потребляемых сегодня в ЕС”, – говорится в аналитической записке, подготовленной к саммиту экспертами Еврокомиссии, при этом растущий спрос на энергоносители приведет к дальнейшему росту российских поставок. Цели и принципы энергетического сотрудничества России и ЕС европейцы хотят зафиксировать в новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС, срок действующего истекает 1 декабря 2007 г.). “Это не только создаст условия для [развития двусторонней] торговли и инвестиций в энергетический сектор, но и <...> для транзитных и производящих стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии”, – говорится в справке.

Эксперты ЕС уверены, что европейским инвесторам следует активнее выходить на российский энергетический рынок: “При нынешнем уровне инвестиций в производство, транспортировку и дистрибуцию энергоносителей Россия может оказаться не в состоянии адекватно удовлетворять растущий спрос как на внешних, так и на внутреннем рынках”. В частности, европейцы предлагают Москве соблюдать правила конкуренции и обеспечить доступ третьих лиц к трубопроводам на российской территории, в том числе и к тем, по которым проходит транзит энергоносителей из Каспийского региона и Центральной Азии. Такие предложения означают, что европейцы хотят включить в новое СПС ряд условий договора об Энергетической хартии, который Россия отказывается ратифицировать.

Спецпредставитель президента по вопросам развития отношений с ЕС Сергей Ястржембский не сомневается, что лидеры Евросоюза выступят в защиту своих компаний, работающих на российском рынке в сфере ТЭКа. По его словам, Евросоюзу в целом “не хватает чуткости в восприятии аргументов Москвы. Заставить Россию действовать вопреки национальным интересам бесперспективно”. “В последнее время Россия заняла гораздо менее дружественную позицию по отношению к иностранным компаниям, которые работают в российском энергетическом секторе”, – объясняет Чарльз Грант, директор Centre for European Reform. Российские власти недовольны реализацией проекта “Сахалин-2”, в разработке которого участвует компания Shell. А недавно “Газпром” заявил, что не нуждается в сотрудничестве с западными компаниями при разработке Штокмановского месторождения.

По словам руководителя Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Бориса Шмелева, трудно прогнозировать, согласится ли Москва пойти на дополнение СПС условиями Энергетической хартии. Но стремление России самостоятельно разрабатывать месторождения и укреплять позиции государства в использовании недр идет в разрез с намерениями европейцев, отмечает Шмелев.

Позиции ЕС на энергетических переговорах с Россией ослабляются отсутствием консолидированной позиции стран Евросоюза, говорят эксперты. “Среди европейских стран существует различное отношение к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере, – объясняет эксперт Института Европы РАН Николай Кавешников. – Например, Германия заинтересована в нем гораздо сильнее, чем Франция, которая берет углеводороды из Северной Африки”.