Звезда с звездою говорит


Почти все романы и рассказы Бегбедера автобиографические. Отчасти или целиком. И ничего нового от его разговоров с пастором, который когда-то преподавал ему в школе катехизис, в общем не ждешь. Во всем, в чем Бегбедер мог признаться, он уже признался, и не на исповеди, а в своих вещах. Из них прямо следует, что вопросы веры и существования Божия для него давно решены. Беседы с Жан-Мишелем лишний раз это подтверждают. “Бог – великий писатель”, Христос – “незаурядный креативщик”, “гениальный изобретатель слоганов”, но католическая церковь плетется в хвосте общества и не желает эволюционировать. Занудно не благословляет однополые браки, женское священство, супружеские измены и свободную любовь. Замечена в педофилии. Надо ли быть Бегбедером, чтобы все это повторять? Единственное, что могло бы обеспечить интригу и подтолкнуть обреченный на пробуксовывание замысел (столкнуть атеиста и священника), – ответы сановитого собеседника Бегбедера. Нащупает ли служитель церкви небанальные решения в ответ на банальные задачи, найдет ли слова, которые зацепят современного начитанного нигилиста, атеиста, либерала левых убеждений, а заодно и всю многомиллионную армию, стоящую за его спиной?

Собеседник Бегбедера – 64-летний епископ Жан-Мишель ди Фалько во Франции человек весьма известный. Много лет он занимал должности, касающиеся связей католической церкви с общественностью, постоянно появлялся на телеэкранах и на страницах СМИ, написал с десяток книг на христианские темы, его биография матери Терезы, кстати, переведена и на русский. Словом, католическая церковь выставила для беседы с безбожником одного из самых опытных своих пиарщиков. Действительно, Жан-Мишель возражает Бегбедеру здраво, четко, но с глубокой внутренней обреченностью.

Если Бегбедер играет без правил, шутит, острит и, похоже, для него эти встречи – возможность потусоваться с экзотическим персонажем, притом знаменитым, ну и заодно поупражняться в рассуждениях на вечные темы, то епископ Жан-Мишель – при исполнении пастырского долга. Его ответы сдержанны, осторожны, сухи и предельно корректны. Бегбедер старательно бросает свои цветные мячики, но попадает в стенку. Стенка эта, по сути, молчит. То есть повторяет очевидные вещи. Бог – это “просто присутствие рядом”. Мы “слишком часто говорим о Его молчании и слишком редко – о нашей глухоте”. Не одобряя враждебного отношения к гомосексуальным парам, церковь все равно не благословляет их браки. Оборотная сторона свободной любви – зависимость и рабство. Словом, епископ еще раз подтверждает давнюю мысль другого ревностного католика, Честертона: “Истина – всего лишь набор трюизмов”. И заодно снова демонстрирует очевидное: если доводы европейских интеллектуалов в пользу свободы и отрицания Бога становятся все изощреннее, то церковь говорит с современным человеком на позавчерашнем, стертом языке и не в силах пробиться к его сердцу. Но, возможно, иначе и быть не может. На фоне пестрых узоров зла добро всегда будет выглядеть бледнее и бессильнее – по крайней мере на бумаге, а литературный Иешуа никогда не переиграет Воланда.

В финале Бегбедер признается, что так и не встретил Бога, зато теперь, после трехлетнего разговора, ему все же случается сомневаться в том, что Бога нет. Звучит неубедительно. Просто как писатель он знает, что книга не может закончиться тупиком, должен быть намечен какой-то выход. На самом деле выхода нет. Это печальный диалог глухого с немым.

И все же эта книга не проигрыш, а выигрыш. Он в том, что этот диалог все-таки состоялся, и состоялся публично. Популярный писатель захотел поговорить с епископом о самом важном. А епископ не отказался. Значит, еще один кубик “мыслей о главном” в вену апатичного к религии европейского большинства впрыснут. Известность же Бегбедера наверняка обеспечит книге широкую аудиторию, а Творцу Вселенной – еще несколько мгновений внимания.

Фредерик Бегбедер. Жан-Мишель ди Фалько. Я верую – Я тоже нет. М.: Иностранка, 2006.