ДОХОДНОЕ МЕСТО: Здоровье не купишь


Поданным Центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, рост российского коммерческого фармацевтического рынка за I квартал 2006 г. составил 15,5%. Основной движущей силой развития рынка являются аптечные сети.

В настоящее время фармацевтический рынок Москвы представлен традиционными муниципальными (государственными) аптеками, действующими еще с советских времен, частными фармацевтическими фирмами и сетевыми операторами, появившимися на рынке сравнительно недавно. По данным “Фармэксперта”, в 2002 г. в столице работало 300 аптек, в Московской области – около 150. В 2006 г. общая численность аптек, включая сетевые, только в Москве достигла 2500.

Андрей Жамкин, старший консультант департамента коммерческой недвижимости Blackwood, отметил, что наибольшую популярность у сетевых операторов получил формат “фармамаркет” – аптечный супермаркет с открытой выкладкой товара. Впервые он появился в Великобритании в 1956 г., а сейчас и московские, и региональные сетевые компании оценили его преимущество.

Все аптеки работают в городе по единым нормам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ. Но кроме общих нормативов, которыми руководствуются обычные муниципальные аптеки или частные аптеки, работающие на территории города, аптечная сеть имеет единую стратегию позиционирования и развития. “Классической аптечной сетью считается компания с централизованным управлением, единой системой обслуживания и едиными стандартами во всем, начиная с фирменного стиля и одинаковых часов работы и заканчивая унифицированным подходом к общению с покупателями, – говорит Тимофей Фомин, руководитель службы маркетинга и связей с общественностью Aga Management. – Такая сеть управляется из одного центра, проводит единую маркетинговую, рекламную, ассортиментную и ценовую политику”.

По данным Центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, в настоящее время в сетевые холдинги входит более 41% аптечных учреждений. В Top 10 российских аптечных сетей по обороту входят аптеки “36,6” (Москва), “Фармакор” (Санкт-Петербург), “Имплозия” (Самара), “Вита” (Самара), “Ригла” (Москва), “Натур Продукт” (Санкт-Петербург), “Первая помощь” (Санкт-Петербург), “Доктор Столетов” (Москва), “Союзфарма” (Москва) и “ИнтерКэр” (Москва).

По словам Ирины Жаровой-Райт, управляющего партнера Nordblom Group, сегодня интенсивность развития аптечных сетей можно сравнить разве что с темпами сетевых салонов связи. К примеру, вблизи ст. м. “Белорусская” сейчас насчитывается более десятка аптек. Рядом со ст. м. “Алексеевская” друг напротив друга располагаются аптеки “36,6” и “Старый лекарь”.

Как пояснила Антонина Лаирова, старший аналитик компании Prime City Properties, небольшие аптеки (до 100–150 кв. м) отлично вписываются в формат шаговой доступности и могут располагаться достаточно близко друг от друга. Попадая в конкурентную среду, разные аптечные сети предлагают свои условия работы и продажи товара. К примеру, у ст. м. “Алексеевская” аптека “36,6” работает до 22.00, а “Старый лекарь” открыта круглосуточно. К тому же на данный момент обладатели фирменных дисконтных карт компании “Старый лекарь” получают скидку до 50% на приобретаемый товар.

По словам экспертов, самую заметную активность на рынке проявляют “Аптечная сеть 36,6”, “Ригла”, “Старый лекарь”, “Чудо-доктор”, “O3” и др. Как рассказала Ольга Богомолова, исполнительный директор бизнес-единицы “Москва” “Аптечной сети 36,6”, по состоянию на конец первого полугодия 2006 г. в состав московской бизнес-единицы, объединяющей аптеки Москвы, Московской области и ряда центральных областей, граничащих с Московской областью, входили 182 аптеки. “Сеть динамично развивается в Москве – с начала года открыто более 40 новых аптек. Кроме того, в сентябре 2006 г. мы приобрели аптечную сеть “ПОС-холдинг”, добавив к нашей сети еще 79 аптек, расположенных в супермаркетах и крупных торговых центрах города”, – говорит Богомолова.

Генеральный директор аптечной сети “Ригла” Ольга Шелудченко рассказала, что на сегодняшний день в московском регионе действует 86 аптек “Ригла”. До конца года их количество приблизится к 100. По словам Сергея Тылса, директора департамента развития и инвестиций компании “Эркафарм”, на территории Москвы открыто 64 аптеки под брендом “Доктор Столетов”. Аптеки размещены и на самых престижных улицах, например на Остоженке, и на периферии (Волгоградский проспект и др.).

Муниципальные аптеки, работающие в Москве, приноравливаясь к условиям рыночной экономики, создали свою сеть – ГУП “Столичные аптеки”. На момент создания из ранее действующих 500 государственных аптек в него вошло 280. Остальные были поглощены развивающимися аптечными сетями или предпочли работать самостоятельно. По словам Давида Мелик-Гусейнова, руководителя департамента маркетинговых исследований “Фармэксперта”, ГУП “Столичные аптеки” стало самой крупной аптечной сетью в Москве. Преимущества созданной сети, по его мнению, очевидны. Это самый крупный розничный игрок на локальном рынке, следовательно, он может требовать специальных условий от поставщиков. “А значит, может сдерживать рост цен на жизненно важные лекарственные средства”, – отмечает он.

В ГУП “Мособлфармация”, созданное в Московской области, вошло 312 муниципальных аптек, 176 аптечных пунктов, три аптечных киоска и пять магазинов “Оптика”. В “Фармэксперте” считают, что объединение муниципальных аптек – тенденция, которая имеет место быть практически во всех крупных городах России. Главная их проблема – отсутствие сформированной маркетинговой составляющей этих проектов: системы сбыта, маркетинговых акций и др.

В отличие от классических аптечных сетей, работающих под известными брендами, аптеки, входящие в ГУП “Столичные аптеки”, пока не имеют своего общего фирменного стиля. Каждый руководитель самостоятельно занимается ведением бизнеса, делегировав ГУПу решение стратегических задач. В перспективных планах объединения – выбор на тендерной основе общих поставщиков, проведение ремонтов помещений. В большинстве аптек также планируется сохранить рецептурно-производственные отделы, которых лишены частные аптечные сети.

По словам Эльвиры Антоновой, ведущего консультанта департамента торговой недвижимости компании “Новое качество”, помимо известных, уже зарекомендовавших себя аптечных сетей, которые развиваются по запланированному долгосрочному плану, постоянно появляются новые аптечные сети. Например, “Снадобица”. По словам эксперта, аптечная сеть появилась сравнительно недавно, но уже имеет три аптеки, ориентированные на потребителей со средними доходами. “Москвичи, не желающие переплачивать, хорошо знают аптеки сети “Самсон-Фарма”. На сегодняшний день это четыре аптеки и три аптечных пункта, расположенных в Центральном, Южном, Юго-Западном и Восточном округах столицы”, – добавляет она.

Высокая конкурентная среда не пугает региональные компании, обживающие фармацевтический рынок столичного региона. Челябинская сеть, представленная аптеками “Ай Си Эн Аптека”, уже открыла в Москве более 30 точек. Аптеки располагаются как в центре города, например на ул. Земляной Вал, ул. Новослободской, так и в отдаленных и спальных районах – на Мичуринском проспекте, Волоколамском шоссе, на ул. Живописной и по другим адресам.

“Роста” (бывшая “Россибфармация”), по данным “Фармэксперта”, располагает 40 аптеками “Радуга” в Петербурге и 10 аптеками в Москве. Питерская сеть аптек “Первая помощь” имеет в Москве 11 аптек, работающих по системе фармамаркета. Объекты располагаются на территории семи административных округов, в том числе три фармамаркета находятся на территории ЦАО. На данный момент компания “Первая помощь” объединяет 100 аптек, из них 89 находятся в Санкт-Петербурге.

“Сегодня Москва – самый продвинутый город по числу аптечных сетей, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Сети в Москве контролируют уже 90% рынка. Сейчас идет процесс консолидации розничного звена, крупные сети активно скупают мелкие и средние. Это служит стимулом для более интенсивного развития и роста числа аптек внутри сети. Все сети стремятся стать национальными операторами. Сеть “36,6” уже приобрела этот статус. На подходе еще несколько игроков национального масштаба”.

Где поселится аптека?

Для того чтобы открыть аптеку, необходимо подобрать помещение удобное и соответствующее действующим нормам. Согласно санитарным правилам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, аптеки могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, в зданиях, блокируемых или кооперируемых с учреждениями, предприятиями и жилыми домами, в пристройках к жилым домам, на первых этажах многоэтажных общественных и жилых домов с отдельным входом. Перед помещением, используемым под аптеку, необходимо иметь погрузочно-разгрузочную площадку. Но размещение погрузочно-разгрузочной площадки под окнами жилых квартир не допускается, уточняется в документе.

Как отметил Дмитрий Котляренко, вице-президент группы компаний RIGroup, аптеки в специально построенных для них капитальных зданиях встречаются крайне редко. Такие предложения могут заинтересовать только крупные фармацевтические компании, для которых размещение аптеки в собственном здании – элемент формирования и поддержания имиджа. Большинство индивидуальных построек, возводимых в последние годы, представляют собой сборные павильоны, подобные тем, что сменили ларьки (например аптечный павильон рядом со ст. м. “Пролетарская”). Функционирование объектов напрямую связано с дальнейшими планами муниципального образования по развитию территории, где они находятся.

Аптеки активно обживают площади торговых центров. По словам Антонины Лаировой, в современном торговом центре любого масштаба аптека является желанным арендатором, поскольку расширяет ассортимент представленных в ТЦ товаров продукцией, относящейся к категории повседневного спроса. Например, аптеки “36,6” являются якорным арендатором многих торговых центров Москвы. “Работа в составе торговых центров имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых гарантированный покупательский поток, высокое качество отделки объектов недвижимости, великолепная технологическая инфраструктура и приемлемые арендные ставки”, – говорит Ольга Богомолова. Перечень торговых центров, где открыты аптеки “36,6”, широк, география – от ГУМа на Красной площади до “Меги” в подмосковных Химках.

Впрочем, по словам Андрея Жамкина, торговым центрам невысокого уровня профиль деятельности потенциального арендатора не интересен – для них важен платежеспособный спрос. В гипермаркетах наличие аптеки, как правило, закладывается девелоперами еще на этапе разработки концепции. Например, аптека обязательно есть в “Меге”, “Ашане”, “Мосмарте” и других крупных торговых объектах.

Дмитрий Котляренко считает, что от размещения в торговых центрах особенно выигрывают аптеки, в ассортименте которых присутствуют нелекарственные товары: “Изначально посетители не планируют покупать медицинские товары, но, поинтересовавшись, к примеру, косметическим средством, заодно купят и какое-то лекарство”.

Фармацевтическая кухня

Аптечные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность. По словам Антонины Лаировой, помимо общих требований для розничной торговой точки существуют и специальные требования для аптечных помещений. Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения” (ОСТ) гласит, что аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащими условиями розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску в аптеках.

В соответствии с ОСТом материалы, используемые при строительстве аптек, должны обеспечивать непроницаемость для грызунов, защиту помещений от проникновения животных и насекомых. Не допускается использование гипсокартонных полых перегородок. Все строительные материалы должны иметь гигиенические сертификаты. Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфекционных средств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов) должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты. Для покрытия полов рекомендуется использовать легкомоющиеся материалы – неглазурованную керамическую плитку или линолеум. Отделка административно-бытовых помещений допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т. п.

Обязательное условие – расположение помещения на 1-м этаже здания, что дает возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Высота потолков должна быть не менее 2,7 м. Предпочтение отдается витринным окнам. Сергей Лобкарев, руководитель направления коммерческой недвижимости “МИАН – Агентство недвижимости”, отметил, что помещение должно иметь два отдельных входа, из них один – пожарный, а также централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию. Впрочем, ОСТ допускает наличие прохода в аптеку через помещение другой организации.

Помещения аптек, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

По словам экспертов, площадь аптеки во многом зависит от формата. Состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации должны соответствовать объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности. Если речь идет об аптеке с открытой выкладкой товара, то общая площадь помещения колеблется от 150 до 200 кв. м, под аптечные супермаркеты подойдут помещения от 200 кв. м. Для открытия аптеки на площадях торгового центра достаточно 70–80 кв. м.

Найти место

“Аптека – та же самая торговая точка, – говорит Сергей Храмов, директор по развитию 4Rent Estate. – Важны ее расположение в зоне пешеходной доступности, а также большая проходимость этого места”. По словам Дмитрия Котляренко, удачным является расположение аптеки на центральных улицах и площадях города. Обычно здесь находится значительное количество офисных зданий, магазинов, крупных универмагов и супермаркетов. Покупатели – как местные жители, так и люди, работающие в центре, а также москвичи, приезжающие за покупками в районы с высокой концентрацией различных магазинов престижных фирм, гости столицы.

Самые подходящие помещения расположены в легкодоступных районах: около станций метро, на перекрестках улиц, рядом с остановкой общественного транспорта, вблизи торговых центров, а также на пересечении транспортных потоков (в этом случае обязательна удобная парковка). “Мы должны быть в шаговой доступности покупателя, – уточняет Ольга Богомолова. – Местоположение является одним из определяющих факторов успеха для аптеки”.

По мнению экспертов, аптечные сети активно изучают столичный рынок. К примеру, сеть “Первая помощь” проводит мониторинг во всех районах Москвы с целью выявить наиболее перспективные районы для открытия своих новых объектов. “Для нас важно, чтобы покупателю было удобно совершать покупки, поэтому мы открываем аптеки “Ригла” на традиционном маршруте горожан дом – работа – дом, – говорит Ольга Шелудченко. – Учитывая интересы наших покупателей, мы в равной степени ориентированы на открытие наших аптек как в центре, так и в спальных районах. Хотя, безусловно, центр Москвы наиболее привлекателен с точки зрения трафика”.

Предложение в дефиците

По словам Светланы Панасенко, ведущего консультанта управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании “Миэль-Недвижимость”, спрос на помещения под аптечный бизнес на порядок превышает предложение. По мнению Екатерины Заичкиной, консультанта отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, за последние 2–3 года спрос увеличился вдвое, что объясняется и развитием столичных аптечных сетей, и приходом на московский рынок новых игроков из регионов.

Самые востребованные – помещения с отдельным входом. На рынке аренды их почти не осталось. “Если они и появляются, то арендные ставки на такие площадки столь высоки, что позволить их себе могут только крупные сети аптек”, – подчеркивает Светлана Панасенко. Стабилен спрос на нежилые помещения в жилых новостройках. Но, по мнению экспертов, в данном сегменте рынка арендаторы сталкиваются с иной проблемой: в домах много встроенных помещений и мало пристроенных. А как раз пристроенные помещения наиболее пригодны для организации светлых

и просторных торговых залов. В отличие от встроенных помещений они не повторяют общей структуры и планировки дома, а поэтому лишены многочисленных стен и перегородок, что позволяет делить пространство в соответствии с отраслевыми нормативами.

Площади в торговых центрах интересны для фармритейла. Но, как отметила Светлана Панасенко, есть риск, что если аптека “сядет” где-нибудь на периферии ТЦ, то она может не отбить своих затрат. “Наиболее оптимальным может быть вариант, когда аптека занимает место в ТЦ рядом с входной группой либо имеет отдельный вход”, – говорит она.

Подобрать подходящее помещение под открытие аптеки непросто. По словам Сергея Лобкарева, аптечные сети обращаются к риэлторам достаточно часто. К примеру, компания “Эркафарм” сотрудничает примерно с 20 риэлторскими компаниями. Прибегают к услугам агентств по подбору недвижимости “Аптечная сеть 36,6”, “Натур Продукт” и др.

Эльвира Антонова рассказала, что чаще всего заявки поступают на помещения площадью от 70 до 200 кв. м. Оптимальный вариант – помещение общей площадью 110 кв. м. “Но подобрать такие помещения сложно, этот формат – один из самых востребованных”, – подчеркивает она. Наличие проблем с подбором подходящих помещений подтверждает и Сергей Тылс. “Прежде всего они обусловлены интенсивным развитием сектора фармритейла”, – говорит он. Как следствие, со слов Эльвиры Антоновой, длительность арендных договоров за последнее время увеличилась с трех до пяти лет. “Это касается общих рыночных тенденций, не только аптек”, – подчеркивает эксперт.

Екатерина Заичкина говорит, что они подбирают помещения для разных аптечных сетей. Предъявляемые требования носят довольно общий характер, но есть и различия. По мнению эксперта, один из наиболее гибких арендаторов – питерская аптечная сеть “Натур Продукт”. В заявке на подбор помещения, как правило, не указывается конкретный район поиска. Это может быть помещение площадью 70–150 кв. м, расположенное на 1-м этаже жилого, административного или торгового здания с отдельным входом. Не исключаются помещения, находящиеся на площадях торгового центра. Но в таком случае наличие отдельного входа не является обязательным. Также необходимо, чтобы помещение имело центральное кондиционирование или приточно-вытяжную систему вентиляции и соответствовало санитарным нормам.

В заявках от “Аптечной сети 36,6” акцент делается на помещениях со свободной планировкой общей площадью от 90 до 200 кв. м. Внутреннее состояние помещения – любое, кроме требующего капитального ремонта. Торговый зал должен занимать до 70% помещения, располагаться только на 1-м этаже здания и иметь два входа. Наличие телефона, оснащение системой центрального кондиционирования, всех центральных коммуникаций – также обязательное условие при подборе площадей.

По словам Богомоловой, основное требование, предъявляемое к объекту недвижимости, – его расположение, гарантирующее покупательский поток. “В “Аптечной сети 36,6” создана система прогнозирования будущих продаж еще до того, как новая аптека открывает свои двери для покупателей”, – подчеркивает она. Как отметила Эльвира Антонова, для аптек “36,6” стратегически важен фактор статусного присутствия на самых престижных площадках Москвы. Например, с помощью компании “Новое качество” под аптеку “36,6” было подобрано помещение в элитном доме вблизи ст. м. “Третьяковская”.

По словам Сергея Тылса, оптимальная площадь для открытия полнофункциональной аптеки “Доктор Столетов” составляет 100–120 кв. м. “От возможностей открытия торговых точек в ТЦ мы не отказываемся и всесторонне рассматриваем каждое поступающее нам предложение”, – добавляет он.

Ольга Шелудченко отметила, что при выборе помещения для аптеки “Ригла” в торговом центре компания учитывает несколько факторов. Наиболее значимыми являются местоположение, концепция ТЦ, а также основные якорные арендаторы. “Мы рассматриваем возможность аренды помещения только с площадью торгового зала 100–120 кв. м”, – говорит она.

Цена статусного присутствия

Аптеки предпочитают арендовать помещения. Это относится даже к самым крупным и известным сетям. К примеру, “Аптечная сеть 36,6”, открывшая в столице более сотни аптек, в собственность приобрела только 15 помещений. По словам Светланы Панасенко, компании арендовать помещение более выгодно, так как это позволяет оперативно разместиться и начать торговлю. Как добавила Эльвира Антонова, реализуемые товары – продукт массового спроса, поэтому для аптечных сетей предпочтительно множественное присутствие, а это быстрее осуществить через аренду помещений. По словам Ольги Богомоловой, “Аптечная сеть 36,6” приобретает в собственность только помещения, расположенные в центральной части города, чтобы в будущем обеспечить присутствие аптек своей сети на самых престижных территориях.

Сергей Храмов говорит, что размер арендной ставки продиктован исключительно местом. Помещение для аптеки подбирается из базы данных торговых площадей агентства или помещений свободного назначения, поэтому арендные ставки здесь такие же, как и в сегменте торговых площадей.

По словам Андрея Жамкина, в среднем арендная ставка на помещение в 5 минутах от метро в спальном районе составит $600–1000 за 1 кв. м в год, включая НДС. Эльвира Антонова добавила, что в центральной части города арендные ставки колеблются от $900 до $2000 за 1 кв. м в год, включая НДС. “Это на уровне арендных ставок бутиков”, – подчеркивает она.

Но есть примеры, когда сделки заключаются и на более тяжелых финансовых условиях. Как рассказали в Jones Lang LaSalle, сеть аптек “Первая помощь” арендовала помещение общей площадью 110 кв. м на Садовом кольце (вблизи ст. м. “Маяковская”) за $26 000 в месяц. Для “Аптечной сети 36,6” было подобрано помещение общей площадью 194 кв. м в жилом доме на ул. Тверской. Из них 158 кв. м располагаются на 1-м этаже, а 36 кв. м – в подвале. Цена аренды ошеломляюще высока – $75 000 в месяц, включая НДС. Как рассказала Екатерина Заичкина, аптеки в таких помещениях не являются рентабельными, скорее всего их арендуют для поддержания статуса, чтобы торговая марка была представлена на самой престижной торговой площадке города. “Как правило, аптечные сети за помещение площадью около 150 кв. м готовы платить до $15 000 в месяц, более высокие ставки многим не по карману”, – отмечает она.

Как пояснила Елена Докукина, генеральный директор Mall Marketing & Management, в торговых центрах аптеки могут арендовать помещения только на первых этажах, что не всегда совпадает с интересами управляющих компаний или самих девелоперов. Как правило, самый востребованный этаж они стремятся сдать по

максимальным арендным ставкам, которые могут составлять $2000–2500, а иногда и $3000 за 1 кв. м в год, включая НДС. Аптечные сети практически никогда не платят больше $1500 за 1 кв. м в год. “Рентабельность аптечного бизнеса хоть и высока, но ставки, приемлемые для салонов связи или ювелирных магазинов, им недоступны, так как аптечные сети требуют помещений большего размера, чем салоны связи, которым достаточно 40–50 кв. м”, – подчеркивает она.

Тимофей Фомин отметил, что высокие арендные ставки служат серьезным заслоном массовому заселению аптечными сетями торговых центров. Поэтому специалисты из сетевых аптечных компаний очень тщательно просчитывают покупательский поток, ассортиментную и ценовую политику. “Неверный подход к одному из вышеперечисленных компонентов грозит убытками и разорением”, – говорит он.

В ближайшем будущем в столичном регионе откроется не один десяток новых аптек. О желании расширять свое присутствие заявляют практически все сети, работающие на территории города. “Мы намерены развиваться не только в Москве, но также увеличить свое присутствие в тех 10 регионах, где уже представлены аптеки “Доктор Столетов”, и выйти в ряд новых областей и городов, – говорит Сергей Тылс. – Московский рынок, несмотря на свою насыщенность аптечными учреждениями, остается перспективным”. Большие планы по увеличению количества аптек сети, в том числе и за счет приобретения новых аптек и сетей, в “Аптечной сети 36,6”.

“Сети все чаще прибегают к использованию маркетинга и маркетинговых технологий в своей практике, – говорит Мелик-Гусейнов. – Думаю, что спрос на подобный вид деятельности будет расти, так как растет и сам сегмент аптечных сетей. Если по итогам первого полугодия 2006 г. сети контролируют примерно 40% розничного рынка, в 2008 г. этот показатель может достигнуть 80%-ной отметки”. Екатерина Заичкина видит потенциал для развития аптечных сетей, но все же считает, что это будет происходить в более жестких условиях конкуренции. Хотя, по мнению Елены Докукиной, аптек в Москве и так уже слишком много, но рынок пока еще не перенасыщен. “Думаю, насыщение не наступит в ближайшие 3–4 года”, – прогнозирует Андрей Жамкин.