ГРОМКИЕ ИМЕНА: Перевозчики поехали в Россию


– Россия – это ведь один из самых перспективных мировых рынков. Большинство крупных логистических корпораций проявляют значительный интерес к России. Правда, проблемой остается специфика местного рынка, вы знаете, что многие иностранные компании хотят, но не готовы работать здесь. Потому мы предпочитаем принимать в свои ряды наиболее успешные национальные компании, которые становятся нашими проводниками на чужой земле. До сих пор у нас были только внутренние перевозки по РФ, которые осуществлялись благодаря Armadillo. Теперь же DPD – наша уже известная в Европе дистрибуторская сеть, бренд и технология – даст возможность подключить бизнес в России к европейской системе, мы займемся импортными и экспортными перевозками.

– Почему GeoPost расширяет бизнес в России?

– То есть DPD – компания, которая входит в структуру европейского холдинга GeoPost, а также услуга по доставке грузов, которую теперь GeoPost с помощью своего российского оператора Armadillo собирается предоставлять в нашей стране? Насколько нам известно, между GeoPost и Armadillo заключен договор франчайзинга на предоставление этой услуги.

– Совершенно верно.

– Сколько вы планируете инвестировать в развитие DPD на территории России?

– Если говорить о цифрах, то планируем вложить в ближайшие пять лет около 30 млн евро.

– Как в российском бизнесе будут сосуществовать бренды DPD и Armadillo? Все привыкли видеть эмблему компании Armadillo, и эта же компания теперь собирается представлять бренд DPD. Или вы так и планируете оставить оба бренда?

– Да, это правда, у нас много имен. Но мы все больше и больше склоняемся к тому, чтобы остановиться на DPD.

– Каковы ваши планы в России? Насколько собираетесь повысить доходы за счет введения услуги DPD и за какой период?

– На 40–50% каждый год обороты должны расти в течение ближайших трех лет.

– Как долго существует в Европе компания DPD? И сколько лет возглавляемой вами GeoPost?

– DPD работает на европейском рынке уже 30 лет. GeoPost была основана около 10 лет назад. Постепенно GeoPost выросла в холдинговую структуру, чтобы расширить сферу деятельности. Сейчас наш сервис распространяется на 45 европейских стран. В 1998 г. компания включила в свой состав DPD. До того как получить известность и распространение по всей Европе, DPD была небольшой частной немецкой компанией. GeoPost приобрела 86% акций DPD. Теперь DPD – франчайзинговая сеть холдинга GeoPost. Если точнее, сама услуга, привезенная в Россию, называется DPD Classic. Кроме того, GeoPost является владельцем частных, “домашних”, компаний в разных странах, таких как Armadillo в РФ.

– Сравним ли уровень сервиса доставки грузов в России и Восточной Европе?

– Рынок в вашей стране стремительно развивается. Все повышаются требования клиентов к качеству услуг по доставке грузов. Это особенно актуально, если речь идет о доставке дорогостоящих или срочных товаров, например компьютеров, мобильных телефонов, запчастей и т. д. Более того, мы отмечаем тенденцию к сближению сегментов экспресс- и грузоперевозок. Еще существует огромный и неструктурированный сегмент грузоперевозки, где около 80% перевозчиков – мелкие игроки, те же бывшие автопарки, активно использующие серые схемы работы. Никаких гарантий эти перевозчики дать не могут и привлекают дешевизной.

– Какими видами транспорта вы перевозите грузы?

– Это зависит от расстояния. В Россию мы везем грузы и по автотрассам, и железной дорогой. То же самое – в Германию, Францию, Великобританию, Финляндию, Швецию. Авиаперевозки – это более дорогой способ. Хотя для доставки посылок в Россию мы используем в том числе авиатранспорт.

– Какие транспортные коридоры можно считать освоенными вашей сетью?

– Основной объем грузов идет из Германии, Швеции, Нидерландов, в основном эти посылки адресованы в Москву и Санкт-Петербург. Однако доставляем посылки и из других стран, где развита сеть DPD. Из Парижа в Москву и обратно мы, например, летаем через аэропорт “Шарль де Голль”. Автомобильными коридорами в Россию ездим через Барселону, Стокгольм, Франкфурт. В планах – дистрибуция товаров из РФ в страны Балтии. Надеемся, что сможем перевозить грузы через Польшу и Украину в Москву к 2008 г.

На первом этапе под брендом DPD из России будут отправляться грузы в 18 стран. В основном это страны ЕС и Восточной Европы, а также Казахстан, Мексика и Тунис. В дальнейшем количество стран вырастет до 35.

– Крупные девелоперы складов и логисты решили создать в России сетевые проекты – они хотят построить в крупных и экономически успешных городах большие дистрибуторские центры, которые бы обслуживали территорию каждого отдельно взятого региона. Такие вроде бы появятся в Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новогороде, Санкт-Петербурге и т. д. Таким образом, крупным распределительным центром в РФ будет не только Москва. Насколько оправдан, целесообразен такой проект, на ваш взгляд?

– Это очень интересный проект. Рынок будет расти быстрее, если такие комплексы построят.

Честно говоря, для России строительство национальной сети крупных распределительных центров – единственная возможность для дальнейшего развития логистики, так как территория страны очень велика. Концентрация складского бизнеса в Москве и частично в Санкт-Петербурге – это временное явление. Компании, особенно ритейл, активно идут в российские регионы, вследствие чего качественная складская логистика выходит на первый план.

– Какие транспортные коридоры вы предложили бы организовать на территории РФ?

– В России можно уверенно выделить 11 развитых регионов, которые способны стать основными центрами обслуживания грузопотоков в стране. Но, разумеется, необходимо комплексное развитие всей логистической системы – и ее складской, и транспортной, и информационной составляющей. Например, важными центрами должны стать Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск.

– В Европе услуги GeoPost и ее партнеров для клиентов стоят дороже, чем в России?

– Цены почти одинаковые. По услуге DPD Classic доставка посылки весом 6 кг будет стоить 110 евро, включая НДС и надбавку на топливо. Посылка до 1 кг – 50 евро. Срок доставки, например, – два дня от Москвы до Парижа, пять дней по Франции.

– Компании системы DPD занимаются логистикой и девелопментом складских комплексов?

– В основном этими направлениями владеет работающая в России Armadillo. В Европе же мы в основном обходимся сотрудничеством с логистическими компаниями, которые оказывают услуги по хранению перевозимых нами грузов. Очень важно, чтобы в каждой стране, где работает компания-дистрибутор, и в каждом городе у нее был логистический хаб – пункт, где можно хранить товары, разгружать и загружать фуры.

– Как вы оцениваете уровень работы логистов в России?

– По техническому обеспечению услуги выглядят примерно так же, как в Европе, – те же компьютеры, те же марки машин. Но инженерная инфраструктура, особенно качество дорог, оставляет желать лучшего. В целом уровень развития рынка логистических услуг крайне неоднороден. Есть крупные международные компании, мировые интеграторы, которые давно и успешно заняли нишу международной экспресс-доставки и задают в ней стандарты качества. Это наиболее цивилизованный сегмент рынка, хотя, конечно, он еще не выработал свой потенциал.

Можно отметить, что сейчас наблюдается тенденция к сближению сегментов в области экспресс-экспедирования и логистики. То есть крупные провайдеры стремятся оказывать полный спектр логистических услуг. Прежде всего это касается мировых интеграторов, активно разрабатывающих предложения в сфере грузоперевозок. Однако обязательными условиями для этого являются расширение собственной филиальной сети и системы агентов по всей стране, переобучение сотрудников, знание специфики работы в каждом регионе.

– Ваше мнение о качестве складских терминалов, которые строят в последние годы в Москве и регионах? Сравнимо ли оно с зарубежным? И действительно ли доходность девелоперских проектов в Восточной Европе намного ниже, чем в России?

– Было очень трудно найти качественное здание, когда Armadillo начала работать в России (это было 15 лет назад). К сожалению, сейчас еще осталось много “советских” складов. Но даже современные проекты зданий с международными инвестициями, которые называют классом А, – это еще не тот уровень качества, который принят в Европе. Что касается доходности, ее ставка для девелоперов в Москве может достигать 17–20% – это очень высокий показатель, инвестиции окупаются где-то за шесть лет. На европейском развитом и структурированном рынке таких показателей прибыли давно уже нет.

– Возможно ли, чтобы зарубежные инвесторы складов позволяли себе экономить на качестве, развивая проекты в РФ?

– Вы имеете в виду объявлять склад высококлассным, а на деле строить на уровень ниже? Я думаю, если эта проблема существует, то она не касается только зарубежных или российских инвесторов. Причиной подобного явления скорее могут стать ошибки на этапе планирования и инвестиций, сложности с проработкой юридических вопросов, непрогнозируемые экономические изменения... Требования к качеству услуг от клиентов неуклонно повышаются, так что экономить нет никакого смысла.

– По каким принципам вы выбираете клиентов в своем бизнесе?

– До сих пор мы были компанией B2B, т. е. нашими клиентами были компании, работающие в сфере бизнеса на том или ином рынке. Но в последнее время мы думаем о том, как развить направление, обслуживающее частных лиц. Однако в России мы еще долгое время будем работать в сфере B2B. В некоторых странах мы уже ведем бизнес B2C (бизнес, ориентированный на частных потребителей. – “Ведомости”).

– Вы собираетесь работать в дальнейшем только на страны Европы и Россию или все-таки будете открывать филиалы в других государствах и на других континентах?

– Конечно, в первую очередь мы европейский холдинг. За пределами Европы инвестиции в бизнес у нас совсем небольшие. Но за последние два года мы открыли отделения в Китае, Южной Африке, Южной Америке, США и Индии. И по-прежнему находимся в поиске компаний-партнеров в разных странах, которым было бы интересно предоставлять услуги под нашими брендами и по нашим технологиям.

– Кого вы считаете своими конкурентами?

– Такие компании, как DHL, FedEx.

– По вашему мнению, придут ли когда-нибудь в РФ международные сетевые девелоперы складов (не инвесторы и не партнерства, которые мы видим сейчас)?

– Думаю, это случится. Первыми прийти могут, например, компании, которые застраивают Польшу. При условии, что в России останется благоприятным инвестиционный климат и сохранятся такие же темпы роста складской отрасли.