Королевский обмен


Исторически так сложилось, что лучшей коллекцией английского серебра XVI–XVII вв. обладают Музеи Московского Кремля. Именно в это время торговые отношения между Москвой и Лондоном были чрезвычайно активными. Четверть всех тогдашних расходов британского флота шла на покупку русской пеньки для корабельных канатов. Торговля осуществлялась через “Московскую компанию”, принадлежавшую английским купцам, получившим право торговать в России. “Ничего не меняется. Мы зависели тогда от вашей веревки, как сейчас от газа”, – иронизируют англичане.

Кроме того, между Иваном Грозным и Елизаветой I были тесные дипломатические отношения, а какое-то время даже некоторые матримониальные намерения (но их королева нашему царю вежливо отказала, он обиделся и письменно ее отчитал).

Английское серебро шло в русскую казну и в качестве дипломатических даров (в ответ посылались в основном соболя), и в виде взяток за торговые привилегии. К тому же англичане привозили для русского двора драгоценности, шерстяные ткани и высоко ценимые английские ружья.

Самый популярный вопрос, который задавали на открытии выставки, – как это все могло сохраниться? Английская революция оказалась к историческим реликвиям беспощаднее русской, а английские монархи, зависимые от парламента, часто решали финансовые проблемы переплавкой серебряных кубков и блюд. При дворе московских царей такой практики не было – все дары, привезенные иноземными послами, подробно описывались и долго хранились.

Именно эти предметы и составили основной фонд Оружейной палаты, к ее 200-летию и приурочена выставка, состоявшаяся при поддержке компании “Лукойл”. Начинается экспозиция с нескольких чисто русских предметов. Иконы в драгоценных окладах и саккос патриарха Филарета демонстрируют, какая именно роскошь поражала английских купцов при московском дворе. Нынешних англичан удивляет ковш с рубинами и сапфирами царя Федора Михайловича: как пользоваться посудой такой формы, они плохо представляют.

Остальные шесть десятков экспонатов показывают уже вкус двора английского. Это огромные золоченые кувшины, солонки, чаши и фляги, богато декорированные, украшенные изображениями морских зверей и сценами охоты. Многие из них были так громоздки, что полностью утратили утилитарную функцию. Особенно эффектен 29-килограммовый сосуд в виде фигуры леопарда, принадлежавший Елизавете I. Купил его царь Михаил Федорович при посредничестве купцов “Московской компании” у Карла I, распродававшего сокровища британской короны, когда парламент отказал ему в деньгах. Отдельный стенд отдан английским ружьям и копирующим их ружьям русских мастеров.

Лондонская выставка Музеев Кремля – пример образцовой экспозиции. Она состоит из превосходных по качеству и ценности вещей. К тому же экспонаты дают возможность рассказать об истории и вспомнить множество исторических анекдотов о нравах власти и хитростях торговцев, знавших, как обольщать царей и королей.