КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: C запасом плавучести


Яхты отнесены Гражданским кодексом к недвижимому имуществу. Кроме того, катера из тех, что представлены на столичных выставках, стоят, как хороший загородный дом, и не менее комфортабельны. А используются зачастую лишь как плавучие виллы и представительские офисы, выкатывая владельцев пару раз за короткий московский сезон по скромной подмосковной акватории.

И все равно спрос на современные моторные яхты, по оценке участников рынка, ежегодно удваивается, размеры приобретаемых гражданами России судов увеличиваются, есть заказы на яхты длиной 50–100 футов. Хотя небольшие, до 40 футов, катера все же больше в ходу. Спрос на мегаяхты практически насыщен; количество продаж малогабаритных судов (в ценовом диапазоне от $50 000 до $500 000) растет быстрее. На воде в московском регионе находится несколько тысяч лодок ценой более $1 млн, мегаяхты (длиной от 100 футов) россияне предпочитают держать все же в зарубежных морях.

Отсюда – выставки. Ничего, что в Москве воды мало. Зато здесь много покупателей с деньгами, это подтвердит любой продавец любого недвижимого имущества. В столице ежегодно проходит около пяти яхтенных выставок. А это мероприятия из числа тех, которым в павильоне тесновато. Яхты шикарнее смотрятся на воде. “Демонстрировать 20-, 30-метровые яхты в выставочном павильоне слишком накладно, они занимают много места, и доставлять их к месту экспозиции сложно”, – добавляет Сергей Левит, генеральный директор международного выставочного агентства IFA, организатора “Салона яхт и катеров – 2006” в “Крокус Экспо”.

Измеряемые в футах яхты, во-первых, поменьше (некоторые), чем измеряемая в квадратных метрах недвижимость (они обычно все-таки помещаются в павильонах “Крокуса” и “Экспоцентра”), во-вторых, обладают плавучестью и управляемостью. Благодаря чему могут своим ходом дойти по воде до места проведения выставки – были бы нормальные глубины и причал. Крупнейшие мировые яхтенные выставки (в Каннах, Генуе, Саутгемптоне, Монако) проводятся в яхт-клубах.

У города – “порта пяти морей” площадок для водных экспозиций маловато. Собственно, их только две – и обе в Подмосковье: яхт-клуб “Буревестник” на Клязьминском водохранилище (может принять до 250 судов) и Shore House в Мякининской пойме, на территории торгово-выставочного комплекса “Крокус-Сити” (вмещает полсотни судов).

Boat-show в “Буревестнике” – это, собственно, не выставка. Владелец яхт-клуба и одноименного торгового дома Андрей Бойко говорит, что “выставками не занимается”. Его бизнес – яхты (“Буревестник” объединяет группу торговых компаний, контролирующих не менее трети российского рынка яхт и катеров), а “Буревестник boat-show” – “яхтенное событие на тему профессиональной деятельности”. “Одно из лучших PR-мероприятий для продвижения клуба и расширения торговли”, – говорит о шоу в “Буревестнике” Левит. С салоном яхт и катеров в “Крокусе” “Буревестник”, разумеется, не конкурирует. Бойко считает минусом салона в “Крокусе” его доступность для широкой публики. В “Буревестник” звана только избранная аудитория потенциальных клиентов.

Сергей Левит видит задачу яхтенных выставок на независимых площадках в том, чтобы предоставить всем торговцам на рынке равные условия и возможности показать себя, а посетителям – свободу выбора товаров и партнеров.

На рынке недвижимости “выставок имени себя” не проводится, если не считать таковой Realtex – выставку достижений контролирующего строительный бизнес в Москве столичного градостроительного департамента или малоудачную попытку “постоянно действующей экспозиции” на Фрунзенской.

Когда “Буревестник” три года назад придумал свое boat-show, в Москве существовали только “Катера и яхты” в “Экспоцентре” весной. И хотя рядом – набережная Москвы-реки, ни о какой демонстрации яхт на воде и речи нет и не было. Местоположение в центре Москвы имеет свои недостатки. “Для организации водной экспозиции рядом с “Экспоцентром” нет инфраструктуры яхт-клуба: причалов, места для строительства наземных стендов, возможности подключения электричества. К тому же на этом участке реки традиционно активное движение судов”, – объясняют в выставочной компании ITE (организатор “Катеров и яхт”).

Технически сделать водную экспозицию – задача несложная, утверждают их организаторы. Надо знать акваторию, глубины – чтобы проводить суда с большой осадкой, знать, где какие яхты можно “парковать”, какой мощности питание давать на тот или иной катер. Еще надо, чтобы сервис был на уровне и причальная команда хорошо работала – ничего особенного. “Единственная сложная вещь в России – спуск на воду и подъем с воды, спецтехника для таких операций дорогая, если покупать для выставки – никогда не окупится. А яхт-клубы продолжают поднимать-опускать суда по старинке краном”, – говорит Левит.

Сейчас ITE переводит “Катера и яхты” в “Крокус Экспо”, где можно разместить разросшуюся экспозицию и куда легче доставлять такой крупногабаритный груз, как катера. Да и участие в выставке на МКАД обходится дешевле, чем в центре города, уточняет Левит. Яхт на воде весной не будет. Это нецелесообразно, утверждают все специалисты по яхтам и по выставкам. “Сезон только начинается, на выставках представлены, как правило, небольшие катера, лодки и яхты (до 10–12 м), которые можно приобрести непосредственно на выставке (если заказывать яхту весной, то получишь ее в лучшем случае к концу навигации). Да и погода слишком переменчива”, – говорят в ITE.

А IFA начиная с 2007 г. перебирается в освободившийся “Экспоцентр” – там пройдут “Катера и лодки”. В соответствии с традицией яхтенных выставок – классическая павильонная экспозиция товаров к сезону – сравнительно недорогие лодки среднего размера, аксессуары.

Boat-show на воде, как правило, приходится на осень, хотя самая крупная выставка Европы и Азии в Дюссельдорфе (200 000 кв. м экспозиции) и выставка в Париже (120 000 кв. м) проходят в конце зимы – начале весны. Роскошные крупные яхты делаются под заказ, на выставке уточняются цвет корпуса, внутренний дизайн, планировки. Осенью заказал – весной получил, можно пользоваться (если, конечно, у верфи заказы на год вперед не расписаны, уточняют в “Буревестнике”). Демонстрировать образцы, как уже было сказано, лучше “в естественной среде”. Увы, Москва – не Генуя, осенью уже холодно, поэтому без павильонной части, где можно в тепле и комфорте обсуждать детали, не обойтись, делится Левит.

Примерно половина стоящих у причала “образцов” осеннего салона – 2006, по словам Сергея Левита, – частные суда. В “Буревестнике” так все 99% выставляемых яхт “под клиентом”.

“Довольно часто выставляются лодки, уже имеющие частных владельцев, – рассказывает Сергей Левит. – Компания может одолжить яхту клиента, гарантируя, разумеется, ее сохранность, чтобы показывать как выставочный экземпляр. Многие на это идут. Возможностей эксплуатировать яхту в Москве немного, а так хоть походит. Личные помещения опечатывают”.

Как это согласуется с тем, что информация о частных владельцах яхт, как правило, окружена труднопробиваемой стеной? “Редко кто широко афиширует факт обладания яхтой, но одновременно делается все, чтобы в узком кругу избранных об этом узнали – для того ведь яхта и покупается”, – говорит Левит.

“Лодки – это специфическая вещь, – рассуждает он. – Это такая недвижимость, которую через какое-то время хочется поменять на лучшую, значит, надо эту кому-то продать. С одной стороны, не хочется никому свое сокровище показывать, с другой – хочется посмотреть что-то еще. Лодка – не просто капитал, это еще одна степень человеческой свободы. Может быть, и неиспользуемой”. В терминологии рынка недвижимости – какая-то по счету дача.