Сэкономили $1,6 млрд


В 2001 г. чиновники и Sakhalin Energy согласовали смету расходов на реализацию “Сахалина” в размере $12 млрд. В сентябре 2005 г. Sakhalin Energy (SE) представила чиновникам правительства изменение сметы проекта. Она предусматривает увеличение капитальных затрат по второму этапу проекта до $19,2 млрд до 2014 г. Всего затраты должны составить $21,9 млрд. Государство увеличение затрат не утвердило и поручило “Зарубежнефти”, которая с 2001 г. вместе с “Роснефтью” является уполномоченной госкомпанией по проектам СРП, проверить данные Sakhalin Energy по второму этапу.

Проект “Сахалин-2” предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа, строительство газопровода, завода СПГ на 9,6 млн т и терминала отгрузки нефти. Оператор – Sakhalin Energy (55% акций – у Royal Dutch Shell, 25% – у Mitsui, 20% – у Mitsubishi). Проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), в рамках которого инвестор получает право на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых. Оператор платит лишь часть налогов – разовые и регулярные платежи за пользование недрами, оплачивает геологическую информацию, роялти, налог на прибыль и ЕСН. Затем инвестору компенсируют его расходы на освоение месторождения за счет добытого сырья, а потом инвестор делит прибыльную продукцию с государством в пропорции, предусмотренной СРП.

Сколько стоит “Сахалин-2”

Как стало известно “Ведомостям”, предварительная оценка сметы уже есть. “Затраты [представленные компанией-оператором] завышены и, по оценке специалистов “Зарубежнефти”, составят $17,6 млрд до 2014 г.”, – сообщил чиновник правительства, знакомый с материалами уполномоченной компании. Это подтверждает источник, близкий к “Зарубежнефти”. Полностью работу “Зарубежнефть” завершит к концу года и представит доклад госзаказчику – Минпромэнерго, рассказал источник в “Зарубежнефти”. Другой источник, знакомый с содержанием документа, уточнил, что “Зарубежнефть” предлагает отказать SE в возмещении $1 млрд потерь из-за отсрочки поставки СПГ в Азию на один год, еще $560 млн расходов на улучшение инфраструктуры аэропорта “Ноглики” и $74 млн иных капитальных затрат.

Sakhalin Energy призывает не торопиться с выводами. “Пока у российской стороны есть лишь доклад “Зарубежнефти”, в котором, как мы слышали, затраты до 2014 г. оцениваются в $17,6 млрд”, – говорит представитель SE Игорь Игнатьев. По его словам, нет еще материалов Главгосэкспертизы, которая находится на пятом этапе оценки сметы. По постановлению правительства именно оценка Главгосэкспертизы является основной при рассмотрении сметы, указывает Игнатьев. Стоимость проекта не могла не вырасти, так как запланированный уровень добычи нефти и газа вырос в полтора раза, напоминает директор “СРП-Экспертизы” Михаил Субботин. Попытки российских чиновников “сбить смету вниз” он называет бессмысленными, ведь каждый год наблюдательный совет SE, состоящий поровну из чиновников и представителей оператора, утверждает фактические затраты, которые в конечном счете могут оказаться как больше, так и меньше $21,9 млрд.

Как делить нефть

Сокращая смету, чиновники одновременно пытаются подобраться к самому главному в проекте – схеме раздела продукции. Минпромэнерго сейчас ведет переговоры с SE о пересмотре экономической модели проекта, рассказал в пятницу Совету Федерации замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. “Мы хотим пересмотреть рентабельность [“Сахалина-2”]”, – добавил он.

Доли государства и инвестора при разделе прибыльной продукции меняются в зависимости от внутренней нормы рентабельности проекта, а та зависит от уровня затрат оператора и расчетной цены на нефть, объясняет бывший руководитель департамента СРП Минэкономразвития Олег Кошиков. В соглашении по “Сахалину-2” зафиксировано, что при рентабельности 24% государству достанется 70% добытого сырья, а SE – 30%, если рентабельность не ниже 17,5%, соотношение становится 50% на 50%, при рентабельности ниже 17,5% Россия получит 10%, оператор же 90%.

Рентабельность зависит от сметы расходов и расчетной цены на нефть, установленной в комплексном плане освоения “Сахалина-2”. Когда он утверждался наблюдательным советом в 2003 г., за основу взяли $24 за баррель (усредненная стоимость без привязки к сорту нефти), в 2005 г. цену повысили до $34. Но в начале октября Счетная палата заявила, что в расчетах оценки экономической эффективности проекта SE уменьшает потенциальные доходы, занижая цену нефти. Минпромэнерго хочет добиться от оператора увеличения расчетной цены до $50–60 за баррель, при которой рентабельность не опустится ниже 17,5%, утверждает чиновник Белого дома. А сотрудник Минпромэнерго добавляет, что тогда Россия рассчитывает не менее чем на 50% прибыльной продукции.

Увеличение расчетной цены будет означать изменение условий соглашения государства и инвестора, предупреждает Субботин. Он напоминает, что при заключении СРП государство брало на себя обязательство не ухудшать условия проекта для инвестора.

Цифры $34 или $50 за баррель нужны только для оценки экономической эффективности проекта на 40 лет вперед, но не имеют значения для поступления реальных доходов, настаивает Игнатьев. Эти доходы будут определяться ценами на сырье в каждый год. Если будет $60 за баррель, доля России в разделе продукции автоматически увеличится, обещает он.