Военные придерживают частоты


Вымпелком” не единственный претендует на частоты 1800 МГц. Например, у МТС до сих пор нет лицензии на сотовую связь в Пензенской области из-за отсутствия там свободных частот и компания ждет объявления тендера на частоты в этом регионе, говорит ее представитель. Также МТС заинтересована в получении дополнительных частот 1800 МГц в некоторых российских регионах для увеличения емкости существующих сетей, добавляет он. “Мегафон” единственный из сотовой “большой тройки” обеспечен лицензиями на всю страну, но дополнительные частоты пригодились бы и ему, говорит его пресс-секретарь Марина Белашева.

На сегодня назначено заседание ГКРЧ, на котором комиссия планирует одобрить конверсию дополнительных частот диапазона 1800 МГц (в котором GSM-операторы работают давно) и некоторых полос диапазона 1,9–2,2 ГГц, предназначенного для сетей сотовой связи третьего поколения (3G). Но, как заявил в пятницу агентствам “Интерфакс” и “Прайм-ТАСС” источник в Федеральном агентстве связи (Россвязи), решение может быть и не принято. На предварительном заседании ГКРЧ представители Минобороны высказались против выдачи операторам ряда частот, в том числе предназначенных для сетей GSM-1800 и 3G. Свою позицию силовики объяснили “недостатком сведений об использовании этих радиочастот мобильными операторами”, рассказал источник.

Руководитель Россвязи и зампредседателя ГКРЧ Андрей Бескоровайный подтверждает, что Минобороны не согласно с выдачей операторам частот. “Мининформсвязи и Россвязь сделали все возможное, чтобы вопрос [о выдаче частот] был рассмотрен на заседании ГКРЧ, и он будет рассмотрен, – передал Бескоровайный “Ведомостям”. – Мы готовы внимательно рассмотреть аргументацию силовых структур”. Представители Минобороны в пятницу не смогли прокомментировать ситуацию.

По словам источника, знакомого с планами ГКРЧ, комиссия планировала сегодня разрешить использовать в гражданских целях частоты 1800 МГц более чем в 50 регионах, причем в некоторых из них частот могло бы хватить для работы двух новых операторов. Ряд частот планировалось выделить и в Дальневосточном округе, куда давно стремится “Вымпелком”. Пока этот оператор работает лишь в четырех дальневосточных регионах, на остальные у него нет лицензии. Россвязьнадзор не выписывает ее, объясняя, что сперва компании нужно обзавестись частотами, а ГКРЧ частоты не выдает, ссылаясь на их отсутствие. Правда, еще в 2001 г. частоты на Дальний Восток были выданы ООО “Восток-Запад Телеком”, год спустя приобретенному, а затем и присоединенному “Вымпелкомом”. Но чиновники никак не решат, является ли “Вымпелком” законным правопреемником бывшей “дочки”. В августе арбитраж Москвы счел, что Россвязьнадзор незаконно отказал “Вымпелкому” в дальневосточной лицензии, и обязал этот орган выдать оператору такую лицензию, чего, впрочем, чиновники так и не сделали.

“Мы убеждены, что радиочастотный ресурс в диапазоне 1800 МГц на Дальнем Востоке есть, и надеемся, что 23 октября ГКРЧ примет справедливое решение, которое позволит “Вымпелкому” получить частоты по всем поданным заявкам”, – говорит менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. Частоты 1800 МГц нужны “Вымпелкому” и для расширения уже существующих сетей – например, на Урале и Северо-Западе, добавляет ее коллега Артем Минаев.

Возможная задержка с выдачей частот для 3G волнует операторов меньше. Все равно пока не окончательно ясно, какой стандарт 3G будет избран регулятором, нет и уверенности, что эти услуги будут востребованы клиентами, объясняет президент ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский. А частоты в диапазоне 1800 МГц, по его убеждению, должны достаться операторам, успевшим хорошо зарекомендовать себя на российском рынке, имеющим серьезное территориальное присутствие и умеющим работать на массовом рынке по умеренным ценам.

Острой потребности в частотах 1800 МГц ни у кого, кроме “Вымпелкома”, нет, считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Но есть регионы с большим количеством сотовых сетей – например, Нижегородская или Самарская области, где дополнительные частоты не помешали бы всем операторам, отмечает она. Частоты наверняка интересуют и шведскую Tele2 – четвертую сотовую компанию по количеству российских абонентов, работающую в 13 регионах страны, рассуждает Саяпина. Но конверсия частот потребует существенных затрат, окупить которые будет непросто, ведь привлечь новых доходных абонентов в России уже почти невозможно, предупреждает она. В Tele2 воздержались от официальных комментариев.