Монополия в опасности


Все предложения Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) сформулировало в документе “Реформирование рынка железнодорожного транспорта” (копия его есть у “Ведомостей”). Предлагается в 2010 г. выделить из РЖД 100%-но государственную Федеральную перевозочную грузовую компанию (ФПГК) – перевозчика, который получил бы грузовой парк РЖД. До ее создания основной частью грузоперевозок должна заниматься специальная дирекция госмонополии.

Сейчас перевозчиком может называться только РЖД: только она продает услуги локомотивной тяги. Остальные компании, в том числе “дочки” РЖД, зарабатывают на сдаче вагонов в аренду и называются операторами.

У РЖД – свой план. ОАО “Грузовая компания РЖД” должно быть создано в 2007 г. как обычный оператор и 100%-ная “дочка” РЖД. Монополия планирует передать ей 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка) на 171 млрд руб. и 1,8 млрд руб. живых денег. По оценке Morgan Stanley, капитализация новой “дочки” составит $6,4–8,9 млрд. В 2008–2009 гг. РЖД рассчитывает провести ее IPO, разместив до 49% акций.

Росжелдор считает, что оставлять основной поток грузоперевозок в ведении РЖД не следует: новая компания должна работать в общегосударственных интересах, а не в интересах материнской компании. Новые грузовые “дочки” у РЖД должны появиться только на базе специализированного парка – как “Рефсервис” и “Трансконтейнер”.

Росжелдор считает, что еще до создания ФПГК должно появиться несколько перевозчиков – поэтому уже с 2007 г. следовало бы разрешить всем частникам продавать услуги локомотивной тяги (в частном парке около 100 локомотивов). А чтобы простимулировать частников, тариф для РЖД и ее “дочек” надо зафиксировать, а частникам установить коридор тарифа, но так, чтобы он был ниже, чем у РЖД.

Суть модели Росжелдора – создать конкурентный рынок перевозок, поэтому в 2007 г. и не стоит выделять Грузовую компанию, объяснил Игорь Ромашов. По модели Росжелдора уже к 2010 г. частные компании должны занять минимум 10% на рынке услуг по предоставлению локомотивной тяги, а к 2015 г. – 30%.

Частники Ромашова поддерживают. Еще в июне сразу несколько операторов – Новая перевозочная компания, Независимая транспортная компания, “Трансгарант” и “Трансойл”, гендиректором которой тогда был Ромашов, просили Минтранс допустить частников на рынок перевозок. Как и РЖД, частники будут обязаны предоставлять локомотивы всем, никому не отказывая, но и на это частные операторы готовы даже без тарифных скидок, уверена председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. Бесспорно и то, что Грузовая компания не должна зависеть от РЖД, добавляет она.

Представители РЖД возмущены такими предложениями. Рынок совершенно не готов к тому, что на нем появятся несколько перевозчиков, уверен старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Особый вопрос может возникнуть с экспортными перевозками, ведь во всех соглашениях со странами СНГ присутствует только национальный перевозчик – РЖД, добавляет советник Андреева Алексей Тайчер. Источник, близкий к РЖД, подсчитал, что на тарифных послаблениях для частников монополия будет терять около 47 млрд руб. в год. Еще $3–4 млрд РЖД потеряет, лишившись будущего IPO Грузовой компании, провести которое планирует в 2008 г., говорит Андреев.

Предложение Росжелдора и план реформы от РЖД вчера рассматривала межведомственная комиссия под руководством министра транспорта Игоря Левитина. Еще одну модель составила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Она почти полностью совпадает с планом РЖД – создать единую “дочку” – Грузовую компанию и оставить сборы за локомотивы только за РЖД, говорят Ромашов и чиновник ФСТ. Все модели комиссия лишь приняла к сведению, и в течение месяца на их базе будет создана одна под руководством замминистра транспорта Александра Мишарина. Вчера он заявил “Ведомостям”, что ни план РЖД – ФСТ, ни план Росжелдора в их сегодняшнем виде не отвечают всем целям реформы и оба требуют доработки.

До сих пор чиновники практически не правили планы реформы отрасли, разрабатывавшиеся МПС и РЖД. Так что инициатива Росжелдора – первый за многие годы выпад против монополии, констатирует ректор РЭШ Сергей Гуриев. Но директор департамента ФБК Игорь Николаев не видит выгод в “раздвоении” РЖД. Наоборот, если отделить от нее грузовую компанию, рынок столкнется с эффектом “каскадов монополий”, что увеличит издержки грузоперевозчиков, предупреждает экономист.